Как понять, нормально ли развивается ребенок?

Автор статьи: Анна Хидирян

Тема развития ребенка – одна из самых болезненных для большинства мам. Многие тревоги начинаются уже с момента беременности. В животе растет ребенок, его невидно, невозможно контролировать происходящее, и мать уже тогда переживает, прислушивается к себе, своим ощущениям, думает, все ли нормально, с трепетом встречает первые шевеления малыша. Радость и тревога идут рука об руку. Например, плановые обследования, скрининги, УЗИ. С одной стороны, они успокаивают будущую маму, с другой – вгоняют в волнение, ведь многие боятся услышать, что с ребенком что-то не так. И тревоги о развитии ребенка во время беременности – это только начало в череде различных переживаний, через которые предстоит пройти матери.

Что такое развитие, и где норма?

Развитие ребенка – сложный процесс, который включает в себя много составляющих. Так, под развитием имеется в виду прежде всего физическое развитие, когнитивное (познавательные процессы), эмоциональное. При этом норма в данном случае есть, но она немного расплывчата, поскольку у каждого ребенка свой индивидуальный путь развития.

В первые месяцы после рождения ребенка консультантами для матерей становятся неврологи. И если есть какое-либо отклонение от нормы, родители про это сразу узнают. Постепенно контакт между ребенком и мамой становится более осознанным, мама научается лучше понимать и чувствовать малыша и его состояние, тревог становится меньше. Но начинается нечто другое. Мамы сравнивают развитие своих детей с другими.  И если у кого-то ребенок раньше начал сидеть, ходить, говорить, все это становится поводом для тревоги. «Почему мой не ходит?», «Он уже должен говорить слова, а пока только повторяет звуки», «Все дети уже сами ходят на горшок, а мой еще нет» и т.д. Часто норма в восприятии матери связана не только с детьми подруги или соседки, но с какими-то собственными представлениями. Мать решает, что ребенок уже должен что-то уметь к определенному возрасту, но если этого не случается, впадает в тревогу. Ситуация усложняется, если вмешиваются бабушки, которые убедительно говорят о том, что их-то дети уже до года и говорили, и сами на горшок ходили, и много чего еще делали… Но опять же важно понимать, что ребенок с реальными проблемами отличается, и если что-то не так, неврологи это обязательно распознают. Так что, если ваш ребенок к году не ходит или не хочет сидеть на горшке, это еще ничего не значит.

То, что разные дети по-разному осваивают навыки – это нормально. Есть, конечно, условные нормы, но реальность намного многограннее. Например, одни дети долго ходят за руку и потом уже начинают ходить, другие – долго ползают, а потом начинают ходить, третьи – начинают ходить очень рано и почти не ползают… У детей разные «темпы», темпераменты, допустим, одни долго «тренируются», а другие сразу «бросаются в бой» и научаются чему-то новому. И это нормально. Одни начинают ходить в 10 месяцев, а другие в 1 год, одни составляют предложения уже к 2 годам, а другие – позже. Но в целом ближе к школьному возрасту происходит определенное выравнивание, это, как если бы люди шли разными путями к одной цели и примерно в одно и то же время дошли.

 Если вас что-то тревожит  в том, как ребенок осваивает те или иные навыки, то сейчас помощь могут оказать разные специалисты: детские неврологи, нейропсихологи,  просто психологи. Достаточно обратиться за консультацией. Это что касается развития когнитивного. Далее речь пойдет про психологическое развитие в большей степени эмоциональное.

Когда действительно нужно тревожиться?

Есть многие вещи, которые мама может почувствовать в эмоциональном контакте с ребенком и потом обратиться  к специалистам. Вот несколько признаков, которые должны насторожить:

  1. Ребенок утерял любознательность. Ребенок ничем не интересуется, изолируется от всех, не проявляет внимания к чему-то новому. Или интересуется строго чем-то одним на протяжении долгого времени, не замечая ничего вокруг.
  2. Ребенок не стремится контактировать с другими. Он не встречается с вами взглядом, не стремится к контакту.
  3. Ребенок теряет уже освоенные навыки. Например, он уже научился ходить, говорить, но вдруг он словно «проваливается» в более маленький возраст, и это происходит на протяжении долгого периода. Продолжительность здесь является главным критерием.
  4. Ребенок избегает телесного контакта.
  5. Кажется, что ребенок изменился, с ним «что-то не так».

Тут перечислены некоторые признаки начинающегося аутизма у ребенка. Но кроме этого, данные кардинальные изменения в психическом состоянии ребенка могут предшествовать различным заболеваниям, и просто необходимо в этих случаях обратиться к специалисту.

Важно понимать, что здесь речь не идет о вещах, которые вполне укладываются в возрастные нормы. Например, дети могут в какие-то периоды как бы становиться по поведению более «маленькими». Такое часто происходит во время болезней, при каких-то стрессах, после рождения сиблинга и пр. Или есть кризис после года, когда дети могут стать более капризными, требовательными, проявлять упрямство, периодически впадать в истерики и нуждаться в успокоении. Это все укладывается в грани нормы с оговоркой, что этого не слишком много и не происходит сильного психического истощения малыша. Иногда детям может не хотеться телесного контакта или общения с кем-то. И такое тоже нормально, и это не повод переживать из-за отставания ребенка в развитии.   Насторожиться нужно, когда перемены действительно кардинальные.

Резюмируя вышесказанное, еще раз нужно подчеркнуть, что норма – понятие относительное. Относительна она в том смысле, что у каждого ребенка свой индивидуальный путь развития, и очень важно, чтобы родители могли принять индивидуальные темпы развития своего малыша и подстроиться под них. В то же время есть какие-то общие возрастные нормы, на которые можно ориентироваться. Одновременно с этим родителям стоит быть чувствительными к своему ребенку,  к тому, какой он в контакте, и если есть глубокое ощущение, что что-то не так, проконсультироваться со специалистами. 

 



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Почему дети плачут, когда начинают ходить в детский сад
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Если муж изменился после рождения ребенка...
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Ребенок не хочет ходить в школу: 3 совета родителям
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Ребенок не хочет ходить в детский сад
  • Ребенок не хочет ходить в школу
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Если ребенок болеет ангиной пол года...
  • Ребенок не говорит. 12 признаков, которые нужно проверить.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь