Не закапывайте свои таланты!

Автор статьи: Гришина Ольга

Не закапывайте свои таланты

В Библии есть притча о талантах. Звучит она так:

«И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей. - Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них". Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них". Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".

Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".

В свое время мне понравилось, как трактует эту притчу  Митрополит Антоний Сурженский в своей книге «Человек перед Богом»: 

«Слово “талант” приобрело за столетие специфическое значение. Все мы знаем, что такое талант по отношению к музыке, искусству, литературе; но не об этом говорил Христос. В Его время талант была денежная мера. Вот, какому-то человеку сделали вклад, и ему предложили осуществить эту денежную меру, добиться всего, на что он способен. Этот человек может приложить все усилия, и если он чрезвычайно одарен, он может удвоить, утроить тот дар, который ему был сделан. Если он менее одарен, он хоть чего-то добьется. Но он никак не имеет права сделать то, что сделал самый неодаренный из трех лиц, о которых говорит притча. Он испугался: а вдруг то, что заложено в меня, то, что мне дано, я растрачу, потеряю и буду в ответе? - и зарыл его; то есть просто отложил в сторону, закопал, завернул в платок. А когда пришло время суда, когда пришло время расчета, когда все предстали перед хозяином, оказалось, что все чего-то добились - только он не добился ничего. И он не был осужден за то, что не принес барыша, выгоды своему хозяину; он был осужден за то, что испугался и не решился ничего сделать, не решился ни на что. 
Перенося эту картину на нашу обычную жизнь, мы можем, конечно, рассматривать талант, о котором говорит притча, как дар в области искусства, литературы, поэзии, но это ограниченное понимание. В основе, заложенный в нас талант - это все, на что мы способны, все богатство, все разнообразие, вся красочность нашей собственной личности.  Можем ли мы ее осуществить или нет? Можем; все могут, каждый может осуществить все, на что у него хватит духа, мужества, вдохновения»

И мне лично очень бы хотелось, чтобы каждый из нас именно так относился к себе и к тем ресурсам, которые в нас сокрыты. Но, с грустным удивлением я обнаруживаю, что мы порой отказываем себе в проявлении. Мы не ищем себя, даже не пытаемся найти – что же можем делать, в чем проявляться можем наиболее полно. Что же у нас есть, какие созидательные силы в нашем арсенале имеются.

Мы даже можем называть себя бесталанными. Бытует такое мнение, что талантливый человек – это непременно мировая известность, знаменитость, достигшая высот в своем деле. И что талант – это обязательно один вид деятельности, который «нарисовался – не сотрешь», нечто из ряда вон выходящее.

Так ли это? В широком смысле слова можно рассматривать талант как способность, склонность, расположенность к чему-то, что удается человеку и приносит радость при ее реализации.   И это уже в свою очередь имеет отношение к нашей общей реализованности.

Так, самореализация в разных областях жизни оказывает определяющее воздействие на нашу самооценку, самоуважение, уверенность в себе, самопринятие, эмоциональное состояние.

Мучительно переживается мысль «Я заурядный (ая).  Ничем от других не отличаюсь. Ничего особенного я делать не умею.  Каких-то уникальных особенностей у меня нет». Ну как тут не упасть и без того шаткой самооценке?

Лично мое убеждение – не уникальных людей не существует. Есть лишь скрытые таланты, не реализованные способности. Каждый из нас вправе и может найти себе применение. Если – его намеренно Поискать.

Одной из причин, по которым мы можем отказывать себе в этом самом поиске и дальнейшей самореализации, является так называемая выученная беспомощность. Она формируется в детстве, если были замечены:

  • Гиперопека – «туда не ходи, сюда не ходи», «можно я сам(а)? – нет, давая я за тебя все сделаю». Инициатива в действиях, в познании мира отбивается напрочь, и родительская забота в итоге становится медвежьей услугой.
  • Родительские интроекты, иными словами внушения, усвоенные установки в стиле «у тебя ничего не получится», «руки не оттуда», «да что ж ты за бездарность такая», «бестолочь никчемная, даже не пытайся». Все мы бываем грубы, резки, и сожалению, в момент произношения таких "комплементов" люди редко задумываются о последствиях. Меж тем происходит  создание своего рода негативной программы на будущее для своего чада.

Здесь формируется отношение ребенка и к себе лично, и к своим возможным будущим достижениям. Душится в корне активность, желание действовать, пробовать, искать, применять себя. Отрицается сама возможность самореализации, ведь мотивация сходит в ноль. Если нас кто-то научил, что нечто не возможно – мы, увы, будем в это верить.

Когнитивно-поведенческий подход в психологии  подтверждает важность  учета этого фактора для всей нашей жизни. Так, люди, имеющие опыт выученной беспомощности, стараются не браться за новые задачи или берутся с огромным сопротивлением, подстегиваемые еще и страхом ошибки. В свою очередь, если у человека теряется ощущение,  что он своими руками, действиями, поступками может что-то изменить, то он теряет мотивацию, у него падает иммунитет, вера в себя.  Вообще люди более счастливы, здоровы и эффективны, если имеют возможность что-либо делать, что-либо менять собственными силами, если от их действий что-либо зависит.

Так давайте добавим себе этого самого Счастья!

Будучи взрослым по паспорту, а по сути – оставаясь тем беспомощным или  травмированным ребенком, человек порой продолжает думать о себе «я ничто и неумеха», не совершая попыток себя реализовать. Его ведь научили такому взгляду на себя и на мир, на то беспомощность и является «выученной». В реальности же препятствий к самореализации может и не существовать. Все эти «барьеры бесталанности» - в нашей голове.

Надо проснуться, осмелиться и увидеть это. Осознать, что нам уже не 5-7-10 лет, и ничье мнение, кроме нашего, уже не ограничивает наши возможности. Да, это большая работа над собой, кропотливая и долгая. Ведь ломать собственные барьеры и шаблоны  - дело не из легких. Особенно если мы успели сродниться с ними за N-е количество лет. Да и учили нас так, что мы успели слиться с маской, ролью, идентичностью «заурядной-неумехи-нечего-и-пытаться».

Но эта работа над собой реальна, осуществима и дает результаты – плоды счастья!

P.S.: Мне безмерно повезло. С детства меня не ограничивали в поисках проявлений талантов, меня «таскали» по кружкам. И я успела попробовать многое. А как еще узнаешь, что ты можешь и что любишь? И в дальнейшем я реализовывалась в разных областях применения: академическое пение, танцы, актерское искусство, вязание, вышивание, роспись стекла, цветоделие, декупаж, картины из кожи, фотография, дизайн и фотошоп, дизайн интерьеров и многое другое…И знаете, это здорово обогащает жизнь, дарит радость созидания и формирует навык самореализации, способствуя вере в себя. Ищите и обрящете! Дерзайте, ведь дорогу осилит идущий!



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Куда ведет талант " Быть женщиной"?
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • " Изменить мир мы можем только меняя себя"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Одаренность, талант, гениальность наших детей».
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Если он говорит Вам: "у тебя слишком большие запросы"
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Талант — это в первую очередь хорошо закрепленный навык
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Мы ничего не можем сделать вовремя!"
  • Ищу тебя, талант мой нераскрытый!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Отцы и дочери: скрытая безотцовщина или "Если б знал ты, папка, милый, как мне плохо без тебя"
  • Как быть, если Ваше творчество или Ваш талант не ценят + тест
  • Раскрой в себе талант Любви.
  • почему мы не можем себе "позволить"
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • "Если не будешь слушаться, я тебя не буду любить"
  • кто есть мой ребенок или как найти талант
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Твоя МЕЧТА – раскрыть в себе талант женского тренера и служить женственности?
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь