В процессе работы с эмоционально выгоревшими клиентами, столкнулся с тем, что очень частой причиной выгорания на работе является обида. Обида это очень сильная эмоция, которая может постепенно отравить отношение к коллегам, работе или близким. Предлагаю немного разобраться с этим чувством. Обида всегда связана с ожиданием: много работал и ожидаешь похвалу, которую не получил - обида, ожидал повышения, но тебе его не предложили - обида, незаслуженно покритиковали (т.е. ожидания были противоположными) - обида и т.д. (возможные совпадения примеров абсолютно случайны). Почему это происходит? Естественной реакцией на фрустрацию (от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) является злость и агрессия, но позволить себе злиться может далеко не каждый и в этом месте появляется обида. Замершая злость или проглоченная, которая осталась внутри, не ушедшая по адресу. Обида всегда будет рваться наружу в виде бессонницы, головной боли или в виде внутренних диалогов с обидчиком. Знакомо, да? :) С обидой можно работать самостоятельно, а лучше с психологом. С чем необходимо работать? Первое, со своими ожиданиями. Не могу призывать отказаться от ожиданий, но, возможно, в ваших ожиданиях есть баг. Возможно вы слишком многого ожидаете от окружающих или ваши ожидания не всегда сходятся с реальностью. Второе, научиться корректно отстаивать себя. Я знаю, что это гораздо проще написать, чем сделать т.к. найти баланс между отстаиванием себя, своих интересов и при этом не заступать за чужие границы сложно, но можно и нужно. Третье, проработка конкретной обиды. Как минимум озвучить, выводя ее из невербального в вербальное пространство. В идеале эмоционально проработать с психологом. Работая с психологом можно убрать даже очень давние обиды, например, обиду на родителя. Проверено! Можно работать с обидой и самостоятельно. Простить обиду, принять ситуацию как есть и себя в этой ситуации. Позволить обиде уйти "let it go", как говорят англоязычные коллеги. Так же, есть техника для самостоятельной работы с помощью метода Эмметта Фокса. Привожу целиком: 1. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Стопы поставьте на пол. 2. Мысленно представьте себе человека, к которому вы испытываете неприязнь. 3. Представьте, что с этим человеком происходит что-то хорошее, например он добивается внимания, любви или получает много денег. Пусть с ним случится что-то, что он сам рассматривал бы как благо. 4. Постарайтесь осознать свою реакцию на это. Если вам трудно представить, что с этим человеком происходит что-то хорошее - это вполне естественно. Постепенно, по мере того, как вы будете повторять данное упражнение, вам будет все легче и легче это сделать. 5. Подумайте о роли, которую, возможно, вы сыграли в той стрессовой ситуации. Попробуйте по-иному увидеть событие и поведение того человека. Представьте себе, как ситуация может выглядеть с его точки зрения. 6. Обратите внимание - чем больше вы расслаблены, тем меньше чувство обиды. Обещайте себе, что вы постараетесь сохранить в себе новое понимание той ситуации. 7. Теперь вы можете открыть глаза и вернуться к обычным делам. Считается, что человек не может одновременно находится в двух противоположных эмоциональных состояниях: обижаться на человека и в то же время представлять его счастливым. Чем чаще делать данное упражнение, тем быстрей уйдет чувство обиды. На этом все. Желаю всем гореть, а не выгорать на работе.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.