|
Обида на обидуАвтор статьи: Галина Соколенко
Нынче модно клеймить обиду как постыдное деструктивное чувство. Как все модное, идея о несостоятельности обиды расползается по умам интеллектуальной заразой. Обиду обзывают гордыней, приписывают ей захватнические намерения в отношении свободы других людей, а ее носителя стыдят как инфантильного, незрелого, ужасного человека, который портит всем праздник жизни, а потому ни в приличное общество, ни на небеса допущен быть не должен. Словом, как-то обиделись авторы на обиду. Случается то, что всегда происходит, когда психология смешивается с этикой - живое естественное чувство человека объявляется «персоной нон-гранта» и в культуре издается негласный приказ «О выдворении обиды за пределы хороших чувств». Я предлагаю осмыслить обиду объективно, не стараясь угодить общественному суду. Тем более, что этот суд, как не раз доказывала история, зачастую оказывался судом жесточайшим, бесчеловечным и ошибочным. И так, обида как действие (словарь Даля) - всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. Кривосуд - обида; брань, побои - обида; насмешка, дурной отзыв о ком-то - обида; лишение кого-то достояния, имущества, барышей и пр. – обида. А обида как чувство – это комплекс мыслей и эмоций, вызываемых этими действиями у человека, которому обиду нанесли. Этот комплекс состоит из ощущения недоумения, несправедливости, унижения, растерянности, горечи, возмущения, жалости к себе, желания защитить или оградить себя от обидчика, отомстить ему или наказать его. Сопровождают этот «коктейль» переживаний эмоции: гнева, страха по отношению к обидчику, и сочувствия, любви – к себе. В чем обвиняют авторы людей, испытывающих это чувство? «Обида – это неоправданные ожидания от другого человека», - копируется на множественных ресурсах однажды кем-то вброшенная идея. Вслед за этим обычно провозглашается: нечего навешивать на других свои ожидания. И (что на мой взгляд, уж вовсе ни в какие ворота) - «Никто никому ничего не должен». Более эгоистичного и противосоциального девиза и придумать невозможно! На мой взгляд, эта позиция недалеко ушла от «Человек человеку – волк» и «Каждый сам за себя». Благополучие современного общества строится на взаимных обязательствах; каждый соглашается с тем, что кое-что он обществу он «должен». А взамен за это получает общественные блага, защиту и хорошее отношение. Родители - должны заботиться о детях, дети – получать образование, супруги - хранить верность, соседи - соблюдать тишину и порядок, водители - ездить по правилам. Если кто-то в отношении вас этот долг не соблюдает – хорошо бы, чтобы вы обиделись и предприняли действия, а не способствовали своим замалчиванием отказу человека от своего долга. Есть неписаные законы и в межличностных отношениях – уважение к личности других людей, забота и поддержка своего окружения: друзей, семьи, коллег, родственников. При этом «неписаны» эти законы относительно. В любой из мировых религий вы найдете призывы к человеколюбию, честности, милосердию. В конституции любой развитой страны – право человека на равенство, защиту своей чести и доброго имени, свободу мысли и слова. В цивилизованном обществе эти законы – основа для мирного сосуществования людей. А их соблюдение – нравственный долг. Ожидать от близкого человека всего вышеописанного – нормально. Чувствовать себя должным поступать так с другими – порядочно. Обижаться, если с вами поступили иначе – естественно. Обида – нормальная реакция на угнетение ваших прав или потребностей. Более того, если человека унижают, над ним насмехаются, обходятся с ним несправедливо, а он не чувствует гнева и возмущения, а вместо всего этого умиляется от любви к обидчику (как советуют некоторые авторы) – это кандидат на психологическую, а может и психиатрическую патологию. Так что же, все обидевшиеся – правы? - спросите вы. Надо постелить им ковровые дорожки и приветствовать как избавителей человечества от угнетения? Разумеется, нет. Есть случаи, когда обиды – неадекватны, обидчивость – невроз, а избавление от этого чувства – необходимость. Но давайте не будем превращаться в фанатиков духовного деспотизма и навешивать ярлык «невроз» на все случаи проявления этого сложного чувства. Комментарий: Редакторы сайта настаивают на том, что в конце статьи должен быть комментарий. Не очень понимаю, что в нем писать, но правила есть правила. Поэтому пусть будет такой: эта статья написана в здравом уме и трезвой памяти :). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|