|
Как я пришла в позитивную психотерапиюАвтор статьи: Князькина Лариса Федоровна
Когда я вышла из стен университета, успешно сдав все экзамены и владея дипломом государственного образца по специальности «педагог-психолог», я мало себе представляла, что значит быть психологом. Позже, когда уже напрямую столкнулась с профессией в детском доме, я поняла, что совершенно ничего не знаю. Масса ненужной информации по психологии, которая мало согласовывалась с действительностью. В университете мы получили основы коррекционной работы, ту малую базу, от которой можно еще было оттолкнуться и, конечно же, обилие информации в Интернете, которую фильтровать и фильтровать. Спустя полгода я начала улавливать суть своей работы и поняла, что выбранная мной раньше как основа арттерапия - это не то направление, которое мне близко (но в работе с детьми это направление идет замечательно) Хотя, безусловно, первое время очень много в моей работе строилось на арттерапии (камнетерапия, мазартика, песочная терапия, сказкотерапия), игрововй терапии. И сейчас я не отказываюсь от этих форм работы. Но в какой-то момент появилось ощущение, что я слишком «размазана» по психологии, нет определенного вектора, направления, которое позволило бы мне расти. Уйти от «творческого ребячества», так я в шутку называю арттерапевтические методы во что-то более глубокое. Я начала читать. Психотерапию. Читать медленно, пытаясь осознать, а какое направление мне более приятно. До сих пор книга стоит у меня на полке, с подчерками, с надписями на полях, отвлеченными заметками. Книга до сих пор не дочитана. Когда я ее открываю, я, словно погружаюсь в океан, но не с водой, океан историй, идей, техник, личностей, плавающих горячих стульев, кроликов, гельштатов, паттернов и массы еще непонятых мною вещей. Я постоянно тону. Честно, я боюсь этой книги, боюсь потеряться, схватиться за многое и смешать «несмешешаемое» (мне свойственно торопиться) . Что-то мне близко в одной школе, что-то в другой. Но как ориентиры я на тот момент выбрала – лично- ориентированную терапию и гельшататерапию. Это казалось наиболее адекватным в условиях детского дома и для моего восприятия. Практически год я жила в таком подвешенном состоянии и всегда возникал вопрос: «Почему в университете, нам не сказали, что нужно присмотреться к разнообразным школам, теориям личности, подбирать что-то для себя?» Очередной раз, гуляя по просторам Интернета, я наткнулась на информацию по позитивной психотерапии, посмотрела видео. Внутри, что-то прошептало: «а может попробовать», так тихо-тихо прошептало. Прошло немного времени, и шепот еже превратился в полнее рациональное объяснение моего желания: это связано с личностно - ориентированным подходом, это проводится в моем городе, да и тренер, хорошо известен и пользуется уважением. Так началось мое знакомство с позитивной психотерапией. «Наконец-то, я начну расти» - с такой мыслью, я отправилась на первое занятие. Наверное, на первом занятии я почувствовала себя комфортно, будто в этом я крутилась, этим я жила долгие годы. Думала, что будет страх, но сама атмосфера, позитив, дружелюбие всех участников тренинга позволили себя с первых часов почувствовать себя своей среди своих. В нашей группе по позитивной психотерапии все действительно классные – такая мысль у меня осталась после первого и второго модуля. А люди, это много значит. Я старалась быть более сдержанной, менее стараться «выпихнуться» (это мне свойственно). Не потому, что мне нужно особое внимание, а как-то так получается, уж очень часто получается. В общем я старалась, но, вряд ли мне это удалось. Но радует, что группа, отнеслась к этому вполне доброжелательно. И на первом модуле, даже удивились, когда я наконец-то замолчала. А зависла я серьезно на модели баланса. Модель баланса, здесь я поняла, что у меня в жизни все плачевно, причем очень плачевно. Много работы, спорта, деятельности, общения. Всего достаточно, но вытесняется из жизни – дети. Важное звено, семья на пятом или шестом месте по иерархии значимости. И на первом достижения и успешность, на втором развитие, на третьем общение (коллеги, партнеры, друзья), но не дети. Дети как-то выпали из моего общения. Хотя я целенаправленно их воспитываю – делаем уроки, контролирую внешний вид, успехи в школе, достижения в спорте, прививаю аккуратность и бережливость, усердие и многие другие вторичные способности. Но очень мало даю того, что им необходимо – живого общения, совместных игр, чтения книг, просмотра фильмов или мультиков. Как-то времени нет… это не хорошо, когда нет времени на семью. Тогда я зависла. Вот тогда я начала искать пути это исправить. Именно с первого модуля, я стремилась найти возможность, внутренние ресурсы на семью. И до сих пор над этим работаю. С переменным успехом. Эта тема действительно чешет до сих пор. Что я могу дать детям личным примером? (первичные способности), а что именно воспитанием (вторичные способности). Даже сейчас передо мной карточки (кто-то из группы предложил на втором модуле, это действительно очень удобно) – первичных и вторичны способностей. И вновь раскладывая, я понимаю, что страдает как личный пример – способность к любви и принятию, а вот в воспитании, похоже, я перекачиваю сильно. После первого модуля полученной информацией я поделилась с коллегами центрна о симптомах и их «для чего», о том, что нужно нести личным примером, а что воспитывать в детях, о балансе в жизни. А для работы с воспитанниками составила что-то вроде протокола, где больше всего было про актуальный конфликт и сферы его переработки и способности. В дальнейшем после второго модуля я доработала протокол и включила туда уже базовый и внутренние конфликты. Детям нравится работать по схемам, им интересно. Да и мне так проще. Второй модуль даль больше понимания в диагностики, но все равно осознаю для себя, что этого недостаточно, хочется двигаться глубже. Вроде хождения по шару – все базисное понял, пусть еще не досконально, где-то спотыкаешься, практикуешься и вновь спотыкаешься. И понимаешь, чтоб в глубине шара, есть что-то еще, чтобы поможет меньше спотыкаться. И хочется в эту глубину. Интересная идея о создании карточек со способностями. Порой даже сидишь, после какой-то неурядицы, конфликта с помощь карточек пытаешься понять, а что здесь не так, ищешь актуальный и базовый конфликты, подводишь к внутреннему и понимаешь, что не согласуется, что не так. С чем надо работать самому и какие проблемы у твоего собеседника. Даже в прямом общении уже прокручиваешь способности человека, чтобы не спровоцировать конфликт, а где-то и обходными путями добиться желаемого от процесса общения. Отдельно хочется отметить практику работы в группе. Понятно, что в любом общении – что-то приобретаешь, чем-то делишься. В общении лучше понимаешь себя, особенно, когда имеется адекватная обратная связь. В нашей группе это все присутствовало. Хорошая практика работы в минигруппах, работа в парах, разбор случаев. Конечно, больше всего мне дала работа в парах в ролях терапевта и клиента. Как терапевт осознаешь, что люди разные и очень важно даже темп речи подстроить под клиента, клиенты настолько разные даже в нашей искусственной обстановке. Для себя осознала, что мой темперамент часто мне мешает, иногда я прям подгоняю клиента к ответу, а медленное общение с этакими «зависаниями» для меня очень часто невыносимо, приходилось сдерживаться, не всегда удавалось. Сложно далась работа с клиентом, который искал гармонии и тишины, в той ситуации я была якобы супервизором. И диалог клиента и психотерапевта меня ввел в некий транс, они словно говорили на непонятном для меня языке очень медленно и так хорошо друг друга понимали, но я не понимала ничего. Диалог казался бессмысленным, непродуктивным, поверхностным. Только потом я осознала, что мой взгляд на жизнь – поиск вечной динамики, движения вперед без оглядки, суета, никак не совпадал с ценностями этой пары – терапевта и клиента, они имели другие ценности. И я поняла, что очень важно определить ключевые ценности клиента и всегда помнить, о разности мироощущения. Возможно, верно будет сказано, что клиент должен найти своего терапевта. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|