Что такое потребности?

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Как в общей психологии, так и в гештальт-подходе потребности определяются примерно в одном ключе: как нужды организма, обусловленные связью организм–среда и одновременно обусловливающие эту связь.

Потребности (англ. needs – нужды) рассматриваются как форма связи живых организмов с внешним миром, как источник их активности, необходимой для сохранения и развития индивида и рода (Леонтьев, 2003).

В гештальт-подходе потребности тоже понимаются как основной механизм развития (Лебедева, Иванова, 2013).

Считается, что потребности являются организмическими (принадлежат организму, являются его внутренними нуждами), предметы удовлетворения находятся в среде, а удовлетворение происходит на границе контакта организм–среда.

Что такое потребности

Картинка отсюда

В одном из своих текстов я писала о потребностях так:

Если соотнести понятие потребности со значениями немецкого «Gestalt», то ближе всего, как мне кажется, суть понятия описывает значение ‘форма’.

Многие, наверное, замечали: когда мы узнаем новое слово, оно в первое время везде «попадается» нам – мы начинаем его часто слышать, видеть, различать, узнавать в речевом потоке (оно словно воплотилось, обрело форму, – ведь звуковая, буквенная форма связалась со смыслом, содержанием, стала целостной структурой), а раньше не слышали, не различали, – его как будто не существовало для нас. Конечно, оно было в речи (в среде), но в нашем сознании не было «формы» под него (как в детской развивающей игрушке сортере есть отверстия разной формы под разные фигурки: звездочки, ромбы, квадраты, кружки), нам словно нечем было его распознать, и потому оно сливалось с фоном, потоком других слов.

Когда мы увлечены чем-то, то мы словно настроены на волну своего увлечения, своей «идеи фикс» – и, как чуткий прибор, улавливаем в среде всё, связанное с этой идеей, на что другой, равнодушный к ней человек не обратил бы внимания. Возникает впечатление, что мир словно подкидывает нам подарки, связанные с нашим увлечением; об этом говорит поговорка: «На ловца и зверь бежит».

Примерно то же самое происходит с осознанием потребностей. Важно иметь «форму под потребность» – чтобы находить в среде то, чем ее заполнять. 

Однако важно, что сохранению и развитию личности способствует не само заполнение «пустот», восполнение дефицитов (или освобождение от излишков), а извлеченный из этого опыт: «Цель потребности – не просто удовлетворение, а получение опыта» (Кряхтунов, 2013). 

Источники: 

Литература:

1. Лебедева Н. Е., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб.: Речь, 2013.

2. Леонтьев Д. А. Потребности // Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: 2003.

Неопубликованные материалы:

1. Кряхтунов Михаил. Материалы работы учебной группы 2-й ступени, МИГиП, 2012–2015.



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое потребности и как позволить им быть.
  • Как понять потребности своего мужчины, когда вы недавно знакомы?
  • Краткий обзор как распознать потребности своего ребенка.
  • О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
  • Почему так важно понимать свои потребности?
  • О чем нам говорит чувство вины? На что оно нам указывает?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • Как выявлять потребности?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Как выявлять потребности клиентов?
  • Как мы НЕ удовлетворяем свои потребности - 2
  • Как мы НЕ удовлетворяем свои потребности -1
  • Как удовлетворить собственные потребности
  • Секс как способ удовлетворить потребности
  • Потребности:как отличить свои от чужих.
  • Как согласовать потребности подростка и родителя.
  • Потребности и покупки. Как не работают правила.
  • Что такое потребности и какую роль они играют в нашей жизни?
  • Как не привязывать ваши потребности к одному человеку?
  • Наши потребности и о том, как правильно их удовлетворять
  • Телесные потребности, как преграда на пути к духовности?
  • Потребности и ценности как основа личностного роста
  • Про потребности: как понять, чего я хочу?
  • Глубинные потребности. Что мы ищем?
  • Потребности и кое-что еще...
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Потребности: свои, чужие, чьи и как с ними быть?
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • как отличать потребности от желаний и зачем это надо делать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь