Что такое потребности?

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Как в общей психологии, так и в гештальт-подходе потребности определяются примерно в одном ключе: как нужды организма, обусловленные связью организм–среда и одновременно обусловливающие эту связь.

Потребности (англ. needs – нужды) рассматриваются как форма связи живых организмов с внешним миром, как источник их активности, необходимой для сохранения и развития индивида и рода (Леонтьев, 2003).

В гештальт-подходе потребности тоже понимаются как основной механизм развития (Лебедева, Иванова, 2013).

Считается, что потребности являются организмическими (принадлежат организму, являются его внутренними нуждами), предметы удовлетворения находятся в среде, а удовлетворение происходит на границе контакта организм–среда.

Что такое потребности

Картинка отсюда

В одном из своих текстов я писала о потребностях так:

Если соотнести понятие потребности со значениями немецкого «Gestalt», то ближе всего, как мне кажется, суть понятия описывает значение ‘форма’.

Многие, наверное, замечали: когда мы узнаем новое слово, оно в первое время везде «попадается» нам – мы начинаем его часто слышать, видеть, различать, узнавать в речевом потоке (оно словно воплотилось, обрело форму, – ведь звуковая, буквенная форма связалась со смыслом, содержанием, стала целостной структурой), а раньше не слышали, не различали, – его как будто не существовало для нас. Конечно, оно было в речи (в среде), но в нашем сознании не было «формы» под него (как в детской развивающей игрушке сортере есть отверстия разной формы под разные фигурки: звездочки, ромбы, квадраты, кружки), нам словно нечем было его распознать, и потому оно сливалось с фоном, потоком других слов.

Когда мы увлечены чем-то, то мы словно настроены на волну своего увлечения, своей «идеи фикс» – и, как чуткий прибор, улавливаем в среде всё, связанное с этой идеей, на что другой, равнодушный к ней человек не обратил бы внимания. Возникает впечатление, что мир словно подкидывает нам подарки, связанные с нашим увлечением; об этом говорит поговорка: «На ловца и зверь бежит».

Примерно то же самое происходит с осознанием потребностей. Важно иметь «форму под потребность» – чтобы находить в среде то, чем ее заполнять. 

Однако важно, что сохранению и развитию личности способствует не само заполнение «пустот», восполнение дефицитов (или освобождение от излишков), а извлеченный из этого опыт: «Цель потребности – не просто удовлетворение, а получение опыта» (Кряхтунов, 2013). 

Источники: 

Литература:

1. Лебедева Н. Е., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб.: Речь, 2013.

2. Леонтьев Д. А. Потребности // Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: 2003.

Неопубликованные материалы:

1. Кряхтунов Михаил. Материалы работы учебной группы 2-й ступени, МИГиП, 2012–2015.



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Потребности развития ребёнка
  • Почему так важно понимать свои потребности?
  • Как понять потребности своего мужчины, когда вы недавно знакомы?
  • Краткий обзор как распознать потребности своего ребенка.
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • «Кривой путь» удовлетворения потребности.
  • Когда не хватает финансов на потребности
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
  • Потребности мамы тоже важны!
  • Несколько слов о потребности в самопознании
  • Пару слов про наши потребности...
  • От детской потребности в заботе к взрослой зависимости.
  • Три базовые потребности ребенка и их связь с отношениями
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Мотивы - потребности. Человек - животное.
  • Работа и потребности (о поиске своей профессии).
  • Если потребности не удовлетворяются
  • Что такое потребности и как позволить им быть.
  • Перестань ТРЕБовать от других - научись реализовывать свои поТРЕБности.
  • Аноргазмия Фригидность. Мужчины и женщины. Разные потребности в сексе. В чем же секрет?
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Отношения и собственные потребности: удовлетворяете ли Вы их или только своего партнера?
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Что такое потребности и какую роль они играют в нашей жизни?
  • «Незавершённый гештальт словно грустные ноты». Психологический этюд…
  • Про потребности
  • Потребности и кое-что еще...
  • Потребности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь