|
Родители и подростки: как навести мосты понимания.Автор статьи: Мендель Василий Владимирович
Для многих родителей выстроить плодотворные и гармоничные взаимоотношения со своим ребенком-подростком кажется нечто невероятным и их можно, мало этого, нужно понять. Ведь подросток общается со всем окружающим миром на другом языке, чем все остальные, и на другом языке, не в плане с другой страны, что было бы наверно легче, а скорее с другой планеты. Подростки характеризуются, как отдельная социально-демографическая группа. И тот, кто может наводить контакт с подростками, тот, по всей видимости, умеет думать как они. Предлагаю окунуться в подростковый возраст и попробовать понять подростка как развивающуюся личность, а где-то и вспомнить себя, ведь все мы были детьми, хотя это уже и не совсем дети, подросткового возраста и учитывая эти знания и воспоминания попробовать сделать все от нас зависящее, что может поспособствовать эффективному развитию подростка. Подростковый возраст это такой период для человека, когда с организмом, как известно, происходят колоссальные изменения. Причем эти изменения касаются не только физического измерения существования человека, но и психологического, социального и духовного измерений. Что все это значит? Давайте разбираться.
На физическом уровне в возрасте 13-14 лет, эта информация, вероятно, самая распространенная, начинают происходить гормональные изменения в организме человека, что знаменует начало полового созревания личности и продолжается этот период вплоть до 18 лет. В этот период (пубертатный) начинают быстрее развиваться мышцы и трубчатые кости ребенка, формируется грудная клетка, так же наблюдаются изменения в составе крови и кровяном давлении. При чем здесь в этом возрасте может быть замечена индивидуальная вариативность физического развития детей, как и изменения в работе коры головного мозга. Может показаться, что фигура подростка непропорциональна, а движения неуклюжи, однако их тело весьма эластично и они склонны к быстрому развитию спортивной формы. В общем и целом данный период на физическом уровне, подростковый возраст, можно охарактеризовать как бурный рост или созревание организма.
Подростковый возраст на психологическом уровне отличается повышенной возбудимостью характера, агрессивностью, все больше проявляется желание подростка отстоять свою точку зрения. Подростки не могут контролировать те изменения, которые происходят в их организме. Кажется, что они не способные осознавать и конструктивно выражать свои эмоции так, как это делают взрослые люди. Часто эмоции берут верх над человеком, особенно в этот возрастной период. С одной стороны агрессивность подростка объясняется неконтролируемыми физиологическими изменениями, с другой стороны это своего рода защитный механизм, он испытывает тревогу по поводу того, что его собственные взгляды на жизнь не будут приняты и пытается защитить их, как правило, агрессивным образом. Желание взрослых помочь подростку разобраться в какой-либо ситуации, может восприниматься им как желание контролировать его жизнедеятельность (с кем ему дружить, чем заниматься в жизни, где и как проводить время и т. д.) тогда как он претендует на большую самостоятельность. С одной стороны подростки хотят все больше быть самостоятельными, с другой пока еще не совсем могут быть уверены в правильности принимаемых решениях, из-за этого самооценка может колебаться, становится то заниженной, то завышенной. Такие мыслительные процессы, как внимание и ее распределение, память и ее избирательность в переходном возрасте могут быть нарушены.
В подростковом периоде социальный кругозор подростка начинает расширяться. Он все дальше выходит за рамки семейного взаимодействия, начинается, так называемый, поход к самому себе или поиск самого себя. Благодаря некоторому отделению подростка от круга семьи и своего рода становлению самобытности, он путем сравнения себя с другими повышает собственное самосознание. Подросток в этом возрасте стремиться расширить социальные связи и это ему необходимо для естественного развития. Подростку, введу особенности данного возрастного периода, который заключается в его взрослении, уже трудно продолжать быть исключительно «семейным ребенком». Новые знакомства, увеличение времяпрепровождения вне семьи для него является возможностью роста и самореализации. У личности в этом возрастном периоде формируется качественного новые способы взаимодействия с окружающими его людьми, появляется способность смотреть на себя глазами окружающих людей и сравнивать с собственным представлением о самом себе. Поскольку самооценка подростка часто является противоречивой, особенно в младшем подростковом возрасте (12-13 лет), у детей могут наблюдаться немотивированные поступки.
Прежде всего, под духовностью человека понимается наличие внутренних ценностей, нравственных ориентиров, моральных норм и веры личности. Особенно в переломный период жизни человека поднимается уровень духовности, а подростковый возраст является куда более переломным. В связи со стремительным развитием самосознания подростка повышается его уровень самокритичности, в том числе в области нравственных ориентиров, так же он становиться более критичным к другим, взрослым и сверстникам. На фоне появления нравственных убеждений, характерных для данного возрастного периода, растут требования к моральному облику человека. Внутренние ценности подростка, формирование его нравственных ориентиров зависят от совокупности определенных знаний и чувств, получаемых им на протяжении всего жизненного пути. Преодолевать легче тогда, когда принимаешь данность. Само собой, поскольку семья это определенная система, разумеется, кризис в жизни отдельного члена семьи отражается на всей семье в целом. Родителям так же может быть нелегко в период взросления своего ребенка-подростка, в особенности в сфере взаимоотношений с ним. Точнее говоря, многие родители могут противостоять естественному постепенному отдалению своего чада от них. Так как в этот период они все больше теряют контроль над сыном или дочкой и в тоже время несомненно следуют непреодолимому желанию всего самого хорошего своим детям, многие родители, не осознавая того сами препятствуют его личностному росту. Ошибка родителей во взаимоотношениях со своими детьми-подростками заключается в том, что они всеми силами пытаются все еще контролировать их, выглядит это чаще всего так, как попытки подстроить подростка под свои жизненные ориентиры, оправдать собственные надежды или реализовать в них свои несбывшиеся мечты. В то время как отпуская их, постепенно, внимательно и в то же время не вмешиваясь, помогая им только тогда, когда они сами того попросят, мы, родители, делаем огромную, трудно переоценимую услугу для своих детей в формировании полноценной личности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|