Родители и подростки: как навести мосты понимания.

Родители и подростки как навести мосты понимания

Для многих родителей выстроить плодотворные и гармоничные взаимоотношения со своим ребенком-подростком кажется нечто невероятным и их можно, мало этого, нужно понять. Ведь подросток общается со всем окружающим миром на другом языке, чем все остальные, и на другом языке, не в плане с другой страны, что было бы наверно легче, а скорее с другой планеты. Подростки характеризуются, как отдельная социально-демографическая группа. И тот, кто может наводить контакт с подростками, тот, по всей видимости, умеет думать как они.

Предлагаю окунуться в подростковый возраст и попробовать понять подростка как развивающуюся личность, а где-то и вспомнить себя, ведь все мы были детьми, хотя это уже и не совсем дети, подросткового возраста и учитывая эти знания и воспоминания попробовать сделать все от нас зависящее, что может поспособствовать эффективному развитию подростка. Подростковый возраст это такой период для человека, когда с организмом, как известно, происходят колоссальные изменения. Причем эти изменения касаются не только физического измерения существования человека, но и психологического, социального и духовного измерений.

Что все это значит? Давайте разбираться.

  • Физический (анатомо-физиологический) уровень.

На физическом уровне в возрасте 13-14 лет, эта информация, вероятно, самая распространенная, начинают происходить гормональные изменения в организме человека, что знаменует начало полового созревания личности и продолжается этот период вплоть до 18 лет. В этот период (пубертатный) начинают быстрее развиваться мышцы и трубчатые кости ребенка, формируется грудная клетка, так же наблюдаются изменения в составе крови и кровяном давлении. При чем здесь в этом возрасте может быть замечена индивидуальная вариативность физического развития детей, как и изменения в работе коры головного мозга. Может показаться, что фигура подростка непропорциональна, а движения неуклюжи, однако их тело весьма эластично и они склонны к быстрому развитию спортивной формы. В общем и целом данный период на физическом уровне, подростковый возраст, можно охарактеризовать как бурный рост или созревание организма.

  • Психологический (ментально-эмоциональный) уровень.

Подростковый возраст на психологическом уровне отличается повышенной возбудимостью характера, агрессивностью, все больше проявляется желание подростка отстоять свою точку зрения. Подростки не могут контролировать те изменения, которые происходят в их организме. Кажется, что они не способные осознавать и конструктивно выражать свои эмоции так, как это делают взрослые люди. Часто эмоции берут верх над человеком, особенно в этот возрастной период. С одной стороны агрессивность подростка объясняется неконтролируемыми физиологическими изменениями, с другой стороны это своего рода защитный механизм, он испытывает тревогу по поводу того, что его собственные взгляды на жизнь не будут приняты и пытается защитить их, как правило, агрессивным образом. Желание взрослых помочь подростку разобраться в какой-либо ситуации, может восприниматься им как желание контролировать его жизнедеятельность (с кем ему дружить, чем заниматься в жизни, где и как проводить время и т. д.) тогда как он претендует на большую самостоятельность. С одной стороны подростки хотят все больше быть самостоятельными, с другой пока еще не совсем могут быть уверены в правильности принимаемых решениях, из-за этого самооценка может колебаться, становится то заниженной, то завышенной. Такие мыслительные процессы, как внимание и ее распределение, память и ее избирательность в переходном возрасте могут быть нарушены.

  • Социальный уровень.

В подростковом периоде социальный кругозор подростка начинает расширяться. Он все дальше выходит за рамки семейного взаимодействия, начинается, так называемый, поход к самому себе или поиск самого себя. Благодаря некоторому отделению подростка от круга семьи и своего рода становлению самобытности, он путем сравнения себя с другими повышает собственное самосознание. Подросток в этом возрасте стремиться расширить социальные связи и это ему необходимо для естественного развития. Подростку, введу особенности данного возрастного периода, который заключается в его взрослении, уже трудно продолжать быть исключительно «семейным ребенком». Новые знакомства, увеличение времяпрепровождения вне семьи для него является возможностью роста и самореализации. У личности в этом возрастном периоде формируется качественного новые способы взаимодействия с окружающими его людьми, появляется способность смотреть на себя глазами окружающих людей и сравнивать с собственным представлением о самом себе. Поскольку самооценка подростка часто является противоречивой, особенно в младшем подростковом возрасте (12-13 лет), у детей могут наблюдаться немотивированные поступки.

  • Духовный уровень.

Прежде всего, под духовностью человека понимается наличие внутренних ценностей, нравственных ориентиров, моральных норм и веры личности. Особенно в переломный период жизни человека поднимается уровень духовности, а подростковый возраст является куда более переломным. В связи со стремительным развитием самосознания подростка повышается его уровень самокритичности, в том числе в области нравственных ориентиров, так же он становиться более критичным к другим, взрослым и сверстникам. На фоне появления нравственных убеждений, характерных для данного возрастного периода, растут требования к моральному облику человека. Внутренние ценности подростка, формирование его нравственных ориентиров зависят от совокупности определенных знаний и чувств, получаемых им на протяжении всего жизненного пути.           

Преодолевать легче тогда, когда принимаешь данность.       

         Само собой, поскольку семья это определенная система, разумеется, кризис в жизни отдельного члена семьи отражается на всей семье в целом. Родителям так же может быть нелегко в период взросления своего ребенка-подростка, в особенности в сфере взаимоотношений с ним. Точнее говоря, многие родители могут противостоять естественному постепенному отдалению своего чада от них. Так как в этот период они все больше теряют контроль над сыном или дочкой и в тоже время несомненно следуют непреодолимому желанию всего самого хорошего своим детям, многие родители, не осознавая того сами препятствуют его личностному росту.

         Ошибка родителей во взаимоотношениях со своими детьми-подростками заключается в том, что они всеми силами пытаются все еще контролировать их, выглядит это чаще всего так, как попытки подстроить подростка под свои жизненные ориентиры, оправдать собственные надежды или реализовать в них свои несбывшиеся мечты. В то время как отпуская их, постепенно, внимательно и в то же время не вмешиваясь, помогая им только тогда, когда они сами того попросят, мы, родители, делаем огромную, трудно переоценимую услугу для своих детей в формировании полноценной личности.



Просмотров: 330
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подростковый возраст. Кто защитит подростка?
  • Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.
  • Что больше всего волнует подростка?
  • Как легче всего вогнать девушку подростка в депрессию?
  • Сложный возраст. Психолог для подростка.
  • Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности.
  • В каком возрасте учить подростка уважению?
  • Макароны с котлетами или как понять своего подростка?
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Как быть родителям подростка
  • Психотерапия подростка. Один из ориентиров
  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • Подростковый возраст это время для поиска себя.
  • Почему от человека творца мы превратились в подростка потребителя?
  • Родители подростка: куда подевался мой ребенок?
  • Быть родителями подростка - этому нужно учиться!
  • Что значит постоянное «НЕТ!» в устах подростка? И как с этим быть родителю?
  • Как быть мамой подростка
  • Как сохранить с ребенком доверие в сложный подростковый период.
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Стоит ли контролировать подростка?
  • Письмо себе от себя подростка.
  • Если вы - родители подростка
  • Как любить своего ПОДРОСТКА?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Легко ли быть родителем подростка или Как пережить сепарацию
  • Ох, уж этот подростковый возраст
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Развитие личности: от младенца до подростка.
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь