|
Профессиональные и обыденные представления о внутреннем мире психологаАвтор статьи: Деменева Анна Евгеньевна
Здесь я приведу выдержки из моего стародавнего, еще дипломного исследования 2004 года... Вдруг кому интересно станет.
Цель дипломного исследования: изучение содержательных особенностей профессиональных и обыденных представлений о внутреннем мире психолога. Объект исследования: представления о внутреннем мире психолога. Предмет исследования: феноменология представлений о внутреннем мире психолога в рамках обыденных и профессиональных представлений. В исследовании приняли участие 90 человек: 30из них - не психологических специальностей; 30 студентов III курса специальности «Психология» и 30 работающих психологов. Прикладное значение работы: мы работаем в области рефлексивной психологии и рассматриваем проблему представлений о психологе, его внутреннем мире. Это важно с точки зрения отношения людей (как потенциальных потребителей психологических услуг) к психологии и психологам; психологического просвещения. Данные могут использоваться, таким образом, как в плане психологического просвещения (например, в рамках уроков психологии в школе), так и в курсе общей психологии при изучении темы «Психология познания в области психологии» и при изучении вопросов о соотношении внешнего и внутреннего в психике; субъективной реальности человека. Непосредственно проблеме внутреннего мира посвящены работы Т.Н.Березиной, косвенно ее касаются такие авторы, как С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова, Л.И.Анциферова, Н.Н. Ланге, В.А.Петровский и другие. В психологии более разработаны направления, изучающие душевные и духовные составляющие внутреннего мира личности (В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев). Внутренний мир человека - одна из самых сложных, плохо поддающихся определению областей психологии, поскольку трудно выразить все многообразие субъективной реальности в рамках психологической теории. Это мнение Т.Н.Березиной. Она, как мы видим, возводит данную категорию в статус областей психологии, тогда как понятие внутреннегомираявляется весьма спорным и неоднозначно трактуемым в психологической науке. В.Н.Дружинин предлагает категорию «внутренний мир субъекта» и выделяет четыре составляющие психического: - сознание, регулирующее поведение; - подсознание, также участвующее в регуляции поведения; - бессознательное, никак не проявляющееся в поведении; - внутренний мир, также не проявляющийся вовне. По определению, «внутренний (не проявляющееся в поведении) субъективныймир - это все богатство мыслей, образов, чувств, грез, сновидений, которые даны только переживающему их индивиду. Единственный источник и получатель знаний о них - сам человек. Другие должны принимать на веру его самоотчет». Таким образом, можно заключить, что отсюда следует тезис о том, что в свой внутренний мир человек не включает поведение и то, что так или иначе относится к внешнему миру или лежит на границе с ним. Внутренний мир человека - размышления, фантазии, сновидения -существует либо в чувственно-образной форме (образы других людей, сопровождающиеся переживанием определенных чувств), либо в виде внутренней речи, либо чаще в сочетании того и другого (внутренняя речь с «иллюстрациями». Личностные и профессиональные качества психолога-профессионала как одна из составляющих его внутреннего мира Каждая профессия окутана ореолом мифов, которые существуют в сознании от недостатка грамотных представлений о профессиях,по словам Е.А.Климова. Некоторые примеры таких мифов о психологе: 1. Психолог всё про вас знает и вас насквозь видит. 2. Психолог работает только с психически больными людьми. 3. Психолог решит все ваши проблемы. К.Роджерс говорил также, что консультант часто изображается как супермен -всезнающий, мудрый. В проведенном нами исследовании (А.Е.Деменева, 2003) по изучению представлений школьников о психологе обнаружилось относительно индивидуальных характеристик психолога, что учащиеся начальной школы описывают только личностные качества психолога. Высказывания учащихся среднего звена относятся лишь к двум подкатегориям: умения/способности и личностные качества, причем первая подкатегория представлена больше. И только старшеклассники выделили представления о профессиональных качествах психолога, таких как: «умеет находить язык с людьми»; «умеет общаться с людьми»; «умеющий корректно подойти к проблеме другого человека»; «обладающий способностью помогать людям»; «знает почти все о поведении человека, о его характере». Наиболее представленными в общей выборке оказались 3 категории: «деятельность психолога», «объект деятельности психолога» и «предмет деятельности психолога». Это можно объяснить тем, что при описании своих представлений о психологе школьники наиболее часто выделяют в них представления, вошедшиев эти 3 категории. Часто в сочинениях «идут рядом», не членятся, не дифференцируются описания предмета, объекта деятельности, самой деятельности. Описание выборки. Общее количество участников исследования составили 90 человек. Из них:
Возраст участников исследования варьирует от 19 до 49 лет. Гипотезы исследования.
6. Проверяются альтернативные гипотезы: а) внутренний мир не проявляется в поведении (вслед за В.Н.Дружининым), поэтому не будут упоминаться категории, относящиеся к внешнему миру и сферам, связывающим внешний и внутренний мир (поведение, например); б) с другой стороны (вслед за Г.Салливаном) будут упоминаться образы внешнего мира, других людей. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что существуют различия в профессиональных и обыденных представлениях о внутреннем мире и внутреннем мире психолога. Эти различия проявляются как в текстах, так и в тенденциях рисунков, и подтверждены статистически.
Соответственно, не подтвердилась гипотеза (вслед за В.Н.Дружининым) о том, что во внутренний мир не входят образы внешнего мира и то, что проявляется в поведении. ИТАК: Изучение представлений о внутреннем мире позволило рассмотреть отображение этого понятия в сознании участников исследования. Мы можем сказать, что внутренний мир понимается как многомерное образование, включающее в себя и систематизирующее различные аспекты функционирования психической деятельности субъекта, отображающее связи внутренней психической жизни с внешним миром. В представлениях это понятие обычно раскрывается через некоторое интегрирующее определение («система»; «структура»; «совокупность») или через простое перечисление сфер жизнедеятельности носителя внутреннего мира. При анализе представлений о внутреннем мире психолога мы обнаружили тенденции к описанию его личностных и, особенно, профессионально-важных качеств. Вероятно, эти качества представляются ведущими в жизнедеятельности психолога. Психолог, таким образом, оказывается связанным со своей профессией личностно, внутренне. Внутренний мир психолога представлен также как более структурированное, «прозрачное» для него самого образование. Затруднения в описании не психологов могут говорить о том, что представления о психологе и его внутреннем мире не сформированы или сформированы слабо. Затруднения психологов могут быть связаны с защитными механизмами (личностными переносами на описания) либо с наличием большого количества разнообразных образов, которые они стараются изложить «правильно», более точно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|