Профессиональные и обыденные представления о внутреннем мире психолога

Здесь я приведу выдержки из моего стародавнего, еще дипломного исследования 2004 года... Вдруг кому интересно станет.

 

Цель дипломного исследования: изучение содержательных особенностей профессиональных и обыденных представлений о внутреннем мире психолога.

Объект исследования: представления о внутреннем мире психолога.

Предмет   исследования:   феноменология   представлений   о внутреннем мире психолога в рамках обыденных и профессиональных представлений.

В исследовании приняли участие 90 человек: 30из них - не психологических специальностей; 30 студентов III курса специальности «Психология» и 30 работающих психологов.

Прикладное значение работы: мы работаем в области рефлексивной психологии и рассматриваем проблему представлений о психологе, его внутреннем мире. Это важно с точки зрения отношения людей (как потенциальных потребителей психологических услуг) к психологии и психологам;   психологического   просвещения.   Данные   могут использоваться, таким образом, как в плане психологического просвещения (например, в рамках уроков психологии в школе), так и в курсе общей психологии при изучении темы «Психология познания в области психологии» и при изучении вопросов о соотношении внешнего и внутреннего в психике; субъективной реальности человека.

Непосредственно проблеме внутреннего мира посвящены работы Т.Н.Березиной,   косвенно   ее  касаются  такие   авторы,  как С.Л.Рубинштейн,   К.А.Абульханова, Л.И.Анциферова, Н.Н. Ланге, В.А.Петровский и другие. В психологии более разработаны направления, изучающие душевные и духовные составляющие внутреннего мира личности (В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев).

Внутренний мир человека - одна из самых сложных, плохо поддающихся определению областей психологии, поскольку трудно выразить все многообразие субъективной реальности в рамках   психологической   теории.   Это  мнение Т.Н.Березиной.  Она, как мы видим, возводит данную категорию в статус областей психологии, тогда как понятие внутреннегомираявляется  весьма  спорным  и  неоднозначно  трактуемым  в психологической науке.

В.Н.Дружинин предлагает категорию «внутренний мир субъекта» и выделяет четыре составляющие психического:

- сознание, регулирующее поведение;

- подсознание, также участвующее в регуляции поведения;

- бессознательное, никак не проявляющееся в поведении;

- внутренний мир, также не проявляющийся вовне.

По определению, «внутренний (не проявляющееся в поведении) субъективныймир - это все богатство мыслей, образов, чувств, грез, сновидений, которые даны только переживающему их индивиду. Единственный источник и получатель знаний о них - сам человек. Другие должны принимать на веру его самоотчет». Таким образом, можно заключить, что отсюда следует тезис о том, что в свой внутренний мир человек не включает поведение и то, что так или иначе относится к внешнему миру или лежит на границе с ним.

Внутренний мир человека - размышления, фантазии, сновидения -существует либо в чувственно-образной форме (образы других людей, сопровождающиеся переживанием определенных чувств), либо в виде внутренней речи, либо чаще в сочетании того и другого (внутренняя речь с «иллюстрациями».

Личностные и профессиональные качества психолога-профессионала как одна из составляющих его внутреннего мира

Каждая  профессия  окутана  ореолом  мифов,  которые существуют в сознании от недостатка грамотных представлений о профессиях,по словам Е.А.Климова. Некоторые примеры таких мифов о психологе:

1. Психолог всё про вас знает и вас насквозь видит.

2. Психолог работает только с психически больными людьми.

3. Психолог решит все ваши проблемы.

К.Роджерс говорил также, что консультант часто изображается как супермен -всезнающий, мудрый. 

В проведенном нами исследовании (А.Е.Деменева, 2003) по изучению представлений школьников о психологе обнаружилось относительно индивидуальных характеристик психолога, что учащиеся начальной школы описывают только личностные качества психолога. Высказывания учащихся среднего звена относятся лишь к двум подкатегориям: умения/способности и личностные качества, причем первая подкатегория представлена больше. И только старшеклассники выделили представления о профессиональных качествах психолога, таких как: «умеет находить язык с людьми»; «умеет общаться с людьми»; «умеющий корректно подойти к проблеме другого человека»; «обладающий способностью помогать людям»; «знает почти все о поведении человека, о его характере». Наиболее представленными в общей выборке оказались 3 категории: «деятельность психолога», «объект деятельности психолога» и «предмет деятельности психолога». Это можно объяснить тем, что при описании своих представлений о психологе школьники наиболее часто выделяют в них представления, вошедшиев эти 3 категории. Часто в сочинениях «идут рядом», не членятся, не дифференцируются описания предмета, объекта деятельности, самой деятельности.

Описание выборки.

 Общее количество участников исследования составили 90 человек. Из них:

  • 30 не психологов (людей, работающих по другим специальностям), из них 2 мужчины и 28 женщин в возрасте от 19 до 48 лет;
  • 30 психологов, работающих по своей специальности (разделение по специализации не учитывалось), из них 4 мужчины и 26 женщин в возрасте от 21 до 49 лет;
  • 30 студентов, обучающихся на III курсе специальности «Психология» (15 студентов Пермского Государственного Университета и 15 студентов Пермского Государственного Педагогического Университета), из них 1 мужчина и 29 женщин в возрасте от 19 до 22 лет. На III курсе студенты находятся в середине «пути» к профессии, многие исследователи отмечают кризис III курса [47, 48].

  Возраст участников исследования варьирует от 19 до 49 лет.

Гипотезы исследования.

  1.    Основная гипотеза состоит в том, что существуют различия в определениях внутреннего мира и описаниях внутреннего мира психолога между выборками;
  2. Существуют также различия в рисунках внутреннего мира и внутреннего мира психолога между группами участников исследования;
  3. Существуют различия внутри каждой группы между определением внутреннего мира и описаниями внутреннего мира психолога;
  4.   В описаниях внутреннего мира психолога часто упоминаются его профессионально-важные качества;
  5. Среди психологов встречается больший процент личностных переносов на описание внутреннего мира психолога.

6.  Проверяются альтернативные гипотезы:

а) внутренний мир не проявляется в поведении (вслед за В.Н.Дружининым), поэтому не будут упоминаться категории, относящиеся к внешнему миру и сферам, связывающим внешний и внутренний мир (поведение, например);

б) с другой стороны (вслед за Г.Салливаном) будут упоминаться образы внешнего мира, других людей.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

     Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что существуют различия в профессиональных и обыденных представлениях о внутреннем мире и внутреннем мире психолога. Эти различия проявляются как в текстах, так и в тенденциях рисунков, и  подтверждены статистически.

  • Были выделены 9 категорий и 37 подкатегорий контент-анализа текстов сочинений; 3 категории и 15 подкатегорий рисунков.
  • Таблица 1. Формальные признаки категорий.
  • Категории контент-анализа

     

    Признаки категорий

     

     

     

    Метафорический образ

     

    Определение внутреннего мира через высказывания образного, наглядного, иносказательного (метафорического) характера.

     

     

     

    Описательные характеристики внутреннего мира

     

    Описание внутреннего мира через определения, раскрывающие его феноменологию, его свойства, характеристики, признаки. Эпитеты, определения.

     

     

    Эмоционально-волевая сфера

     

    Определение внутреннего мира через высказывания, называющие эмоциональные явления человека: эмоции, чувства, эмоциональные состояния; волевые процессы, их характеристики.

     

     

    Когнитивная сфера

     

    Определение внутреннего мира через высказывания, называющие психические познавательные процессы; их результат, продукты, свойства, протекание.

     

     

    Конативная сфера

     

    Определение внутреннего мира через высказывания, относящиеся к поведению человека: поведение, поступки, реакции, целенаправленные действия.

     

     

    Индивидуальные характеристики

    носителя внутреннего мира

     

    Определение внутреннего мира через высказывания о личностных и профессиональных характеристиках, устойчивых свойствах, социальных ролях его носителя.

     

     

    Мотивационная сфера

     

    Определение внутреннего мира через высказывания, называющие потребности, мотивы, желания и ожидания человека.

     

     

    Физиологические проявления

     

    Определение внутреннего мира через высказывания, описывающие физиологические проявления человека, его физическое состояние, ощущения.

     

    Внешние явления

     

    Определение внутреннего мира через высказывания, отражающие взаимодействие внутреннего мира с внешним миром; влияние внешних явлений на внутренний мир человека.

     

  • Таблица 2. Формальные признаки категорий рисунков.

    Категория

    «Содержание»

     

     

    Формальные признаки категории

     

    Конкретные изображения

     

     

    Изображения конкретных предметов, людей, животных или природных явлений

    Знаково-символические изображения

     

     

    Изображения знаков, символов (геометрические фигуры, стрелки, знаковые изображения и т.д.)

    Сюжетные изображения

     

     

    Изображения предметов, персонажей, объединенных в какую-либо деятельность, общую ситуацию; либо 1 персонаж, выполняющий какую-либо деятельность

    Абстрактные изображения

     

     

    Изображения в виде различных линий, штрихов, точек, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ

    Метафорические изображения

     

     

    Изображения в виде метафор, художественного вымысла, наглядных образов внутреннего мира

    Смешанные изображения

     

     

    Изображения, относящиеся к 2 или более подкатегориям

    Категория

    «Размер»

     

     

    Формальные признаки категории

     

    Малый

     

     

    < 1/3 листа А4: < 10 см

    Средний

     

     

    1/3 – 2/3 листа А4: 10-20 см

    Крупный

     

     

    > 2/3 листа А4: > 20 см

  • Широта представлений о внутреннем мире, о которой мы судим по количеству употребляемых категорий контент-анализа,  примерно одинакова во всех группах участников исследования.
  • Наиболее  «предпочитаемыми» категориями в определениях внутреннего мира оказались: «когнитивная» и «эмоционально-волевая сфера»; «метафорический образ».
  •  «Наименее предпочитаемыми» категориями являются: «физиологические проявления»; «внешние явления»; «мотивационная» и «конативная сфера». Эти категории прямо или косвенно связаны с внешним миром. Эта связь оказалась наименее важной для определения внутреннего мира.
  • Не психологи предпочитают говорить об индивидуальных характеристиках носителя внутреннего мира и описывать его метафорически. Представители психологических специальностей (студенты и психологи)  предпочитают упоминать чаще когнитивную и эмоционально-волевую сферы при определении внутреннего мира.
  • Широта представлений о внутреннем мире психолога, о которой мы судим по количеству употребляемых категорий контент-анализа, также примерно одинакова во всех трех группах.
  •  «Наиболее предпочитаемыми» категориями контент-анализа при описании внутреннего мира психолога оказались: «описательные характеристики внутреннего мира» и «индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира». Большую роль, таким образом, играют индивидуальные характеристики психолога (различные его качества) при описании его внутреннего мира. А использование большого количества описательных характеристик говорит о том, что участники исследования обращают особое внимание на специфические черты внутреннего мира психолога, на то, какой он.
  • «Наименее предпочитаемыми» при описании внутреннего мира психолога оказалась категория «физиологические проявления».
  • При определении внутреннего мира не психологи употребляют большее количество категорий, в описаниях внутреннего мира психолога (по φ-критерию) нет ни одной преобладающей категории. Такой факт связывается  с отсутствием четких представлений о представителях этой профессии.
  • Студенты при отображении внутреннего мира психолога чаще, чем при определении внутреннего мира, используют его описательные характеристики, чтобы отметить его специфику. Это можно связать с обучением на факультете, с процессом профессионализации.
  • Психологи при описании внутреннего мира представителя своей профессии не выделяют ни одной преобладающей над определением внутреннего мира  категории (по φ-критерию). Эти затруднения могут возникать в связи со своей принадлежностью к данной профессии как проявление защитных механизмов, защита от переноса.
  • Результаты корреляционного анализа дают возможность судить о том, что существуют уникальные взаимосвязи между категориями контент-анализа и рисунков в 3 выборках. Общих связей не обнаружено. Это служит подтверждением нашей гипотезы о различиях в представлениях групп участников исследования.
  • Кластерный анализ не разделил выборку на 3 кластера соответственно классу (то есть степени «психологизации»), как можно было бы ожидать, но подтвердил гипотезу о том, что различаются представления психологов и не психологов. Группа студентов разделилась на две части: «психологическую» и «не психологическую» - по степени выраженности представлений. Представления о внутреннем мире психолога, однако, мало различаются в «психологическом» и «не психологическом» кластерах.
  • Подтвердилась гипотеза о том, что при описании внутреннего мира психолога часто упоминаются его профессионально-важные качества (рефлексия, склонность к анализу, умение понимать людей и т.д.). Во всех трех группах большой процент участников исследования отмечают эту подкатегорию (не психологи и студенты – 46,7%, психологи – 50%).
  • Подтвердилась гипотеза о том, что среди психологов встречается больший процент личностных переносов на описание внутреннего мира психолога (16,7%). Однако, мы выяснили, что для не психологов это также характерно (14,3%). Менее всего склонны к переносу студенты (6,7%). Они также не обращаются к образам конкретных психологов. Возможно, это результат профессионального становления, выраженный в поиске «подходящего» образа профессии из различных источников.
  • При проверке альтернативных гипотез выяснилось, что подтверждается гипотеза (вслед за Г.Салливаном) о том, что в понятие о внутреннем мире включаются образы внешнего мира, других людей.

       Соответственно, не подтвердилась гипотеза (вслед за В.Н.Дружининым) о том, что во внутренний мир не входят образы внешнего мира и то, что проявляется в поведении.

ИТАК:

Изучение представлений о внутреннем мире позволило рассмотреть отображение этого понятия  в сознании участников исследования. Мы можем сказать, что внутренний мир понимается как многомерное образование, включающее в себя и систематизирующее различные аспекты функционирования психической деятельности субъекта, отображающее связи внутренней психической жизни с внешним миром.

     В представлениях это понятие обычно раскрывается через некоторое интегрирующее определение («система»; «структура»; «совокупность») или через простое перечисление сфер жизнедеятельности носителя внутреннего мира.

     При анализе представлений о внутреннем мире психолога мы обнаружили тенденции к описанию его личностных и, особенно, профессионально-важных качеств. Вероятно, эти качества представляются ведущими в жизнедеятельности психолога. Психолог, таким образом, оказывается связанным со своей профессией личностно, внутренне. Внутренний мир психолога представлен также как более структурированное, «прозрачное» для него самого образование.

Затруднения в описании не психологов могут говорить о том, что представления о психологе и его внутреннем мире не сформированы или сформированы слабо. Затруднения психологов могут быть связаны с защитными механизмами (личностными переносами на описания) либо с наличием большого количества разнообразных образов, которые они стараются изложить «правильно», более точно.



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Красивая и грамотная речь человека, говорит о красоте его внутреннего мира
  • Значение волшебной сказки для внутреннего мира человека
  • Зеркало внутреннего мира.
  • Драма Внутреннего Мира
  • Картина внутреннего мира
  • Богиня Внутреннего мира Гестия
  • Эмпатия и восприятие внутреннего мира - имеется ли связь?
  • Мандала – таинство внутреннего мира. Мандалатерапия.
  • Влияние мужского и женского внутреннего мира на развитие личности
  • Путешествие в царство внутреннего мира. Часть 3. Источник жизни.
  • Рисунки, как раскрытие вашего внутреннего мира и проработка внутренних состояний.
  • Метафора – ключ к пониманию своего внутреннего мира
  • О взаимосвязи депрессии, страха и агрессии с богатством внутреннего мира и сексуальностью
  • Зачем я хожу на психотерапию? Контурная карта внутреннего мира
  • Путешествие в царство внутреннего мира. Часть 2. Дерево – Характер.
  • Путешествие в царство внутреннего мира. Часть 1. Храм Души
  • Путешествие в царство внутреннего мира. Часть 4. Букет Прекрасного.
  • Карта вашего внутреннего мира. Арт терапии вам в помощь.
  • "В поисках сокровенной реки нашего внутреннего мира"
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • Синхронистичность - случайность или отклик внешнего мира на мир внутренний?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Принцип синхронистичности - или о том, как работает зеркало внешнего мира
  • Исповедь внутреннего психолога
  • Про внутреннего Плюшкина и внутреннего кукушонка
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • Трубка мира для психологов
  • Картина мира клиента и его психическое здоровье
  • О том, как я ушла в маргиналы из-за крушения выстроенного мира, но вернулась к началу.
  • Определение внутреннего состояния собеседника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь