Как использовать чувства в терапии

Как использовать чувства в терапии

Доброе утро, Дорогие друзья!

Хочу поделиться с вами тем, как использовать свои чувства, а правильнее будет сказать, эмоции в работе с клиентом. Речь пойдет прежде всего про психолога, а не про клиента.

Напомню, что согласно одной из популярных классификаций, которой я и придерживаюсь, базовых эмоций семь. Эмоции эти – радость, удивление, печаль-грусть, злость, отвращение, презрение и страх. Еще сюда я добавляю стыд.

И так, все эти эмоции, конечно же, могут возникать и возникают у психолога во время работы с клиентом. И их можно в работе использовать. Не все про это знают, а те, кто знает, не всегда правильно понимает, как это нужно делать.

Иногда бывает так, что, если психолог испытывает радость, он радуется, если злиться, выражает свою злость клиенту и так далее. Да, иногда, видимо, полезно поступать и так. Кстати, предлагаю подумать и поделиться, в каких ситуациях это действительно может оказаться полезно! Но все же, правильнее было бы в большинстве случаев назвать подобное реагирование «отреагированием» и признать, что не очень-то это бывает полезно для работы. Ведь наша цель в работе не просто что-то сделать (это касается как клиента, так и психолога), а прежде всего, разобраться в том, что происходит, для чего и почему. Ведь просто выразив какое-то чувство, какую-то эмоцию, мы не помогаем клиенту понять, что он делает, как строит контакт с другим человеком, как он вообще живет. Если мы будем просто на него, например, злиться (если такая эмоция у нас возникает), мы мало чем ему поможем.

Лучше просто обозначить, что на такие-то проявления или действия клиента у нас возникают такие-то эмоции, разобраться, что и для чего клиент делает, почему именно так. Тогда он уже сможет взять что-то для себя полезное, что-то понять или выразить, почувствовать. Мы не отталкиваем клиента, например, при возникшей у нас эмоции злости, но сохраняем расположение к нему, контакт с ним, когда просто называем наши эмоции, мы предлагаем разобраться, посмотреть с разных сторон на замеченный феномен. Ну, и не всегда надо сразу с чем-то разбираться, для начала можно посмотреть, не какое-то ли это устойчивое предъявления себя клиента в контакте. Т.е. если каждый раз в общении с ним возникает одна и та же эмоция, то можно уже и сказать об этом, начать разбираться. Конечно, и что-то такое «разовое» можно отмечать, разбирать, просто важно понимать насколько это может быть важно и полезно для работы, не отвлечет ли внимание такой разбор от чего-то более важного, что сейчас происходит. Конечно, так сразу может быть и не просто все это замечать, отделять одно от другого. Этому поможет опыт, учеба и супервизия.

Эмоции могут быть не просто ответной реакцией на какие-то проявления клиента, но и отражать его собственные переживания, что может служить лучшему его пониманию, и это понимание можно использовать в работе. Например, если мы по какому-то поводу в общении с клиентом испытываем грусть, то, наверное, и ему грустно. Здесь можно понять, как клиент строит свою жизнь, что с ним происходит, как он на что реагирует и т.д.

И еще важно осознавать, не являются ли постоянно возникающие у нас эмоции, лишь следствием каких-то наших непроработанных проблем, нашего недостаточно хорошего понимания себя и того, что с нами происходит. Может быть, все это и не имеет отношения к клиенту.

В конце хотел бы добавить, что и хороший контакт между клиентом и психологом сам по себе целителен. Когда он есть, то происходит искреннее, доверительное, глубокое межличностное общение, в котором есть место нашему свободному предъявлению себя, наших мыслей, эмоций, в котором мы как бы не два отдельных человека, но как что-то единое в такие моменты, мы увлечены нашим диалогом, есть только наш диалог.

Хорошей работы вам!



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Назову статью просто:). Про эмоции и чувства.
  • Жить без Любви, быть может просто...или От чего «Спасает» кредит?
  • Психосоматика: стоит ли лечить или можно просто взять себя в руки?
  • Для чего нам нужны эмоции и как их использовать себе во благо
  • Просто я работаю волшебником. Психология взаимоотношений психолога и клиента.
  • Эмоции - это просто эмоции
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Просто не делай этого, или зря вы подавляете эмоции
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Азбука психологии. Просто о сложном. Мысли и эмоции.
  • О чем могут сказать наши чувства и эмоции?
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Какие эмоции скрываются за словами клиента.
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Почему мужчина иногда или начинает отвратительно себя с вами вести или просто молча уходит
  • Зачем нам нужны «негативные» эмоции или почему важно злиться?
  • Наши эмоции и можно ли без них обойтись?!
  • Моя граница с клиентом... Или - можно ли быть «друзьями» в терапевтическом контакте
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Это странное слово «просто». Психологические игры в «мне просто интересно» и «я просто говорю».
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь