Как использовать чувства в терапии

Как использовать чувства в терапии

Доброе утро, Дорогие друзья!

Хочу поделиться с вами тем, как использовать свои чувства, а правильнее будет сказать, эмоции в работе с клиентом. Речь пойдет прежде всего про психолога, а не про клиента.

Напомню, что согласно одной из популярных классификаций, которой я и придерживаюсь, базовых эмоций семь. Эмоции эти – радость, удивление, печаль-грусть, злость, отвращение, презрение и страх. Еще сюда я добавляю стыд.

И так, все эти эмоции, конечно же, могут возникать и возникают у психолога во время работы с клиентом. И их можно в работе использовать. Не все про это знают, а те, кто знает, не всегда правильно понимает, как это нужно делать.

Иногда бывает так, что, если психолог испытывает радость, он радуется, если злиться, выражает свою злость клиенту и так далее. Да, иногда, видимо, полезно поступать и так. Кстати, предлагаю подумать и поделиться, в каких ситуациях это действительно может оказаться полезно! Но все же, правильнее было бы в большинстве случаев назвать подобное реагирование «отреагированием» и признать, что не очень-то это бывает полезно для работы. Ведь наша цель в работе не просто что-то сделать (это касается как клиента, так и психолога), а прежде всего, разобраться в том, что происходит, для чего и почему. Ведь просто выразив какое-то чувство, какую-то эмоцию, мы не помогаем клиенту понять, что он делает, как строит контакт с другим человеком, как он вообще живет. Если мы будем просто на него, например, злиться (если такая эмоция у нас возникает), мы мало чем ему поможем.

Лучше просто обозначить, что на такие-то проявления или действия клиента у нас возникают такие-то эмоции, разобраться, что и для чего клиент делает, почему именно так. Тогда он уже сможет взять что-то для себя полезное, что-то понять или выразить, почувствовать. Мы не отталкиваем клиента, например, при возникшей у нас эмоции злости, но сохраняем расположение к нему, контакт с ним, когда просто называем наши эмоции, мы предлагаем разобраться, посмотреть с разных сторон на замеченный феномен. Ну, и не всегда надо сразу с чем-то разбираться, для начала можно посмотреть, не какое-то ли это устойчивое предъявления себя клиента в контакте. Т.е. если каждый раз в общении с ним возникает одна и та же эмоция, то можно уже и сказать об этом, начать разбираться. Конечно, и что-то такое «разовое» можно отмечать, разбирать, просто важно понимать насколько это может быть важно и полезно для работы, не отвлечет ли внимание такой разбор от чего-то более важного, что сейчас происходит. Конечно, так сразу может быть и не просто все это замечать, отделять одно от другого. Этому поможет опыт, учеба и супервизия.

Эмоции могут быть не просто ответной реакцией на какие-то проявления клиента, но и отражать его собственные переживания, что может служить лучшему его пониманию, и это понимание можно использовать в работе. Например, если мы по какому-то поводу в общении с клиентом испытываем грусть, то, наверное, и ему грустно. Здесь можно понять, как клиент строит свою жизнь, что с ним происходит, как он на что реагирует и т.д.

И еще важно осознавать, не являются ли постоянно возникающие у нас эмоции, лишь следствием каких-то наших непроработанных проблем, нашего недостаточно хорошего понимания себя и того, что с нами происходит. Может быть, все это и не имеет отношения к клиенту.

В конце хотел бы добавить, что и хороший контакт между клиентом и психологом сам по себе целителен. Когда он есть, то происходит искреннее, доверительное, глубокое межличностное общение, в котором есть место нашему свободному предъявлению себя, наших мыслей, эмоций, в котором мы как бы не два отдельных человека, но как что-то единое в такие моменты, мы увлечены нашим диалогом, есть только наш диалог.

Хорошей работы вам!



Просмотров: 429
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Почему все так? За что мне это?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Про секс: как разобраться что происходит в сексуальной жизни пары, что почитать?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Неужели ты думаешь, что все так просто? Глупый кролик!
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Так что же... логика или эмоции?! Как жить?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • «Что со мной не так?»: почему мы стыдимся и виним себя за эмоции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь