|
Вам рыбу или удочку?Автор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
«Рыбка, рыбка, помоги Рыбка, рыбка, сделай милость…»
О "рыбаках" и их "рыбках" «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» Однажды человек обратился к мудрецу за советом в сложной запутанной ситуации, и ответил мудрый старец: «Я могу дать тебе рыбу, а могу удочку – что ты предпочтёшь?» В размышлениях об этой ситуации – общении отчаявшегося человека и мудреца, психологи находят ответ для организации психологической практики. Так, в рыбе видится желаемый результат обращения к психологу. Для многих клиентов он часто заключается в хорошем совете относительно их запутанной жизненной ситуации. Поэтому они стремятся посвятить психолога во все тонкости ситуации и искренне удивляются, когда психолог спрашивает их о другом, как им кажется, вовсе не связанном с сутью дела. Психологи, следуя этическим нормам своей работы, и сей мудрой заповеди, отказывают в прямом совете, даже отказываются сказать, как поступили бы сами, окажись на месте человека, поясняя, что жизнь у каждого своя, свой опыт и свои уроки. Нет рецептов на все случаи жизни для конкретного человека в его конкретной ситуации. «Не спрашивай – ПОЧЕМУ это происходит со мной, ищи ответ – ЗАЧЕМ это дано мне». Тогда будет ясно и ЧТО делать. Другими словами, «не жалей себя, но ищи сил, чтобы изменить то, что можно изменить, и мужества принять неизбежное, и проси мудрости, чтобы отличить одно от другого». Так что «золотая рыбка» – это мудрое решение, мужество и готовность исполнить свой долг. И в каждом случае это решение уникальное. В удочке видится инструмент, средство обретения желаемого результата – поимки рыбки. Для практикующего психолога, помимо психологических методик, техник, приёмов это есть и сама личность профессионала, ограненная его профессиональным образованием, сверкающая приобретенными знаниями, освоенными умениями, отточенными навыками, выкристаллизованными убеждениями, наработанной интуицией, всем профессиональным опытом, ограниченным областями его компетентности. Так что «удочки» у каждого также различные и при использовании общих методик, техник, их применение бывает различно. А искусство владения удочкой – это степень зрелости личности, осознанности, профессионального самосознания (проявляемое в органичном принятии профессиональной этики и области компетентности), это самопонимание и самопринятие, это и адекватность, и уместность использования той или иной методики, техники, уровень совершенства, мастерства в применении и профессиональной мудрости. То, что вырабатывается будущим практикующим психологом пОтом и проживанием боли в процессе личной психотерапии (так что психолог знаком с эффектами психотерапии на своей собственной шкуре, а не по книжкам), специализации и стажировке (супервизорстве) в области психотерапии – искусстве построения таких специфических отношений, благодаря которым человек может сам вырабатывать свое собственное решение, находить свой путь, вылавливать рыбку подходящую ему самому, соответствующую его специфичным запросам. Организация ловли рыбки – это есть построение специфических целительных взаимоотношений, это и есть специфический продукт деятельности психолога: терапевтический час профессионально и творчески проведенного психологического эксперимента направленного на разрешение противоречий, в условиях безопасности с гарантией конфиденциальности в рамках запроса клиента. В процессе потребления этого продукта, человек и вылавливает сам свою рыбку – ищет и находит свой путь, делает первые шаги, пока не обретёт достаточную устойчивость и ловкость, пока не освоится на нём, тогда они прощаются, и дальше он идёт сам. Если попытаться раскрыть, что же происходит в ходе этого творческого процесса, получится примерно следующее: проживание страданий и боли и обработка душевных ран, совместное размышление о сложившейся ситуации, исследование сложных и запутанных областей, отсеивание зёрен от плёвел, разведение общего и специфичного, уникального, взвешивание, нахождение смыслов, их переоценка, планирование, промеривание, отрезание, забвение, оставление прошлого в прошлом, примерка новых моделей, тренировка, ревизия, наведение порядка в уме, помощь человеку в высвечивании сильных сторон и обретении опоры в самом себе… Психологический эксперимент проходит на высоком напряжении душевных и умственных сил обоих участников, и невозможен без сильной, настоящей мотивации. В активности, усердии клиента залог его успеха. Перефразируя известную цитату - "По труду нашему будет дано нам". В психологическом фокусе то вместе, то попеременно оказываются сам клиент и его окружение, его актуальная ситуация и вся жизнь, мысли, убеждения и эмоции, чувства, отношения, ценности, действия и бездействия, реальность и фантазии, прошлое, настоящее и будущее, осознаваемое и неосознаваемое, ограничения и возможности, ресурсы, перспективы, обязательства и мечты, опыт провалов и взлётов, потребности и конфликты, цели личные и общие… Этот клубок детально изучается, чтобы найти ключевую нить Ариадны, распускающую узелки, распутывающую клубок, выводящую из тупика… Конечно, результат у каждого свой. Но общее в том, что когда он вырабатывается, человек испытывает следующие эффекты – легкость, ощущение неболения (как после обработанной раны – уже не болит! или меньше болит), появляется ощущение освобождённости, сбрасывания оков, как открывание новых степеней свободы, новых горизонтов, предвкушение хорошего, лучшего, чистого и светлого. Возникает ощущение, как будто начинаешь лучше видеть – четче, острее, красочнее, сочнее, будто сбрасывается пелена с глаз. Все органы чувств реально обостряются, расширяется диапазон восприятия – то, что проходило мимо, теперь воспринимается, это ощущение перерождения, преображения личности. Каким бы ни был исходный запрос, в ходе психологической работы может быть найден выход из проблемной ситуации (причём не всегда ожидаемый), снята острота кризиса, уменьшена выраженность симптоматики (психической, психосоматической), достигнуто некоторое облегчение и улучшение состояния. Вне зависимости от результата, возрождается чувство собственного достоинства. Так всегда происходит, когда сознание расширяется, исчезает давление стрессора и напряжение тает, уходит, возникает ощущение расправленных плеч, приподнятой головы, чувство – «Теперь мне всё нипочём! Пусть будет гора, я её сворочу, чтобы не случилось, я справлюсь!» И это не бравада, это реальное чувство спокойной силы, уверенности в себе. Эти эффекты закрепляются в выполнении домашних заданий и рекомендаций психолога – процесс приготовления и смакования пойманной рыбы. Обсуждение рецептов приготовления, нюансов сервировки блюда, вкушения и особенностей усваивания позволяет внести желаемые коррективы в этот процесс и придаёт более выраженный эффект. Вкушение рыбы даёт дополнительные эффекты - как в тех сказках - отведал кусочек волшебной рыбки - стал понимать язык птиц, зверей... Устойчивость достигнутых эффектов поддерживается регулярностью занятий. Поддержание себя в хорошей форме – залог новых успехов и побед. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|