|
Обучение самопомощи при стрессе.Автор статьи: Калмыкова Жанна Юрьевна
«Основным условием возникновения психоэмоционального стресса считается восприятие угрозы, особенно, если угрозе подвергаются наиболее значимые для человека ценности» (Лазарус Р., 1970). Происходит телесная реакция на угрозу, причем совершенно не важно, насколько эта угроза серьезна. Для современного человека начальник, угрожающий лишить премии, настолько же реальная угроза, как и для нашего предка напавшее дикое животное, и реакция стресса не замедлит себя ждать. Развитие стресса имеет несколько этапов:
Если рассматривать оправданность механизма стресса на физиологическом уровне, то, при ближайшем рассмотрении выясняется, что данный механизм позволял людям выживать с древних времен до наших дней. Реакция тела на угрозу со стороны окружающей среды состоит в том, что происходит подготовка организма к борьбе и выживанию – активируется симпатическая нервная система, в кровь выбрасываются гормоны, сердце бьется чаще, повышается давление, учащается дыхание. Таким образом, стресс выполняет важную функцию по приспособлению организма к окружающей среде. Но, при наличии постоянных стрессогенных факторов, организм так и продолжает находиться в состоянии активизации, что и является отрицательным последствием стресса. Соответственно, чем раньше мы начинаем предпринимать меры по борьбе отрицательными последствиями стресса в жизни, тем больше эффективности будет в наших действиях. Предлагаю Вам выполнить простые действия при наступлении первого этапа стресса, реакции мобилизации организма, которое чувствуется на уровне тела, как изменение частоты сердечных сокращений, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и психологически, как переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства. Дыхательное упражнение. Во время стресса происходит процесс активизации тела при помощи многих систем, в том числе дыхательной. В это время вдох становится более длинным, чем выдох. Соответственно, если мы используем обратную связь тело-мозг, и делаем выдох чуть длиннее, то мы имеем возможность снизить активность тела и успокоиться. Практически подходя к этому вопросу – вдох делаем на 4 счета, небольшая задержка, выдох – считаем до 6, небольшая задержка. Наибольшего результата можно достичь, используя «брюшное» дыхание. Так, делая несколько дыхательных серий, успокаиваем тело и мозг. Упражнение «Дыхание мозгом»: При выполнении данного упражнения необходимо подключать визуализацию и включаться в чувствование тела. Представьте себе, как во время вдоха немного расширяется Ваш головной мозг, ощутите это на уровне тела, а во время выдоха, мозг следует за дыханием и немного сжимается. Выполнив несколько дыхательных серий, ощутите большее спокойствие, чем раньше. Постоянно практикуя эти упражнение, Вы добьетесь гораздо больших результатов в саморегуляции, что позволит повысить уровень Вашей удовлетворенности происходящим. Но, хотела бы напомнить, что решение внутренних вопросов в ситуации серьезных психоэмоциональных затруднений не стоит откладывать надолго, а выявив причины болезненных эмоциональных реакций, наиболее часто застающих Вас врасплох, Вы будете справляться с ними самостоятельно более эффективно. Для этого понадобится консультация специалиста. В следующей заметке, я продолжу описывать наиболее эффективные упражнения для борьбы со стрессом. Желаю Вам достижений в саморегуляции)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|