|
ЕГЭ... уже не так страшно.Автор статьи: Жукова Ирина Валерьевна
Одиннадцатый класс – финишная прямая в марафоне школьной жизни. Он заканчивается государственной итоговой аттестацией в виде единого государственного экзамена - ЕГЭ. Ответственный, волнующий момент и для учеников, и для их родителей, и для учителей…и еще неизвестно – для кого больше! Несмотря на то, что ЕГЭ сдают в обязательном порядке уже с 2009 года, для каждого нового выпускника этот момент наступает впервые. Кроме того, каждый год меняются и уточняются требования к проведению экзамена, да и сама ситуация проверки является в принципе стрессогенной для любого человека. Настоящее время внесло свои изменения – сейчас к 11 классу ребята уже хорошо знают процедуру сдачи экзамена, многократно отработав ее на диагностических работах и пробных экзаменах. Учителя-предметники в школе уделяют достаточно времени и стратегической и тактической подготовке одиннадцатиклассников. Поэтому сегодня на первый план выходит собственно психологическая личностная подготовка выпускников. В школах, где существует психологическая служба (или хотя бы педагог-психолог в единственном числе), такая работа обязательно включается в план. Так как ЕГЭ уже давно не новость, можно было бы предположить, что эта процедура стала для учеников обыденной, однако результаты диагностики показывают, что это не совсем и не для всех так. Ежегодно в конце первого полугодия проводится диагностика тревожности по методике Спилбергера-Ханина во всех выпускных классах. В 2013-2014 учебном году была отмечена высокая ситуативная тревожность в двух выпускных классах у 51% и 72%; в 2014-2015 - в трех классах – у 18%, 38%; 30%; в 2015-2016 - в трех классах – у 23%, 39%, 44% учеников. Анализ (инвентаризация) предэкзаменационных страхов показал, что наиболее часто будущие выпускники боятся:
Таким образом, целесообразным является проведение комплекса мероприятий, которые для высокотревожных детей имеют психокоррекционную направленность, а для остальных – профилактическую. Поделюсь примерным алгоритмом работы психолога с выпускными классами. В течение всего года психолог консультирует учеников и родителей выпускных классов, выдает конкретные рекомендации педагогам, выступает на методических объединениях и родительских собраниях. Порой взрослые, родители и учителя, боятся экзамена не меньше , а то и больше детей. И очень важно на этом этапе не сливать на школьников свою тревогу и страхи, а собраться и поддержать эмоционально, помочь организационно, кого- то успокоить, а кого- то мотивировать. В школе психолог организует индивидуальное и групповое консультирование; я использую когнитивно-поведенческий, гештальт- подходы, методы арт-терапии, метафорические ассоциативные карты. С классами во втором полугодии проводится групповая психологическая работа, занятия включают: организационную, информационную части, мини-диагностику, беседу по результатам, тренинговые или психокоррекционные упражнения, релаксацию и рефлексию. Первый этап: предполагает работу с эмоциями и чувствами, отработку страха экзамена на уровне образов, освоение приемов саморегуляции. Второй этап: выявление деструктивных мыслей, работа с негативными эмоциями и мыслями, рассмотрение множества вариантов выхода из трудных ситуаций, выбор (построение) индивидуальных формул самовнушения. Третий этап: развитие внимания, самоконтроля, планирования и организации предэкзаменационной подготовки, закрепление знаний о рациональном режиме труда и отдыха. Четвертый этап: обобщение полученных знаний и умений, активизация собственных ресурсов, формирование положительного настроя и выработка уверенного поведения на экзамене. Результаты итоговой диагностики показывают, что тревожность у ребят стабильно снижается на 40-60%. Часть учеников (у большинства из которых также высоки и показатели личностной тревожности) получают опыт совладания с собственными страхами и учатся относиться к ним адекватно, не позволяя негативным эмоциям выходить за приемлемый, рабочий уровень. Кроме того, сама возможность расслабиться, поиграть, порисовать, посмеяться и получить положительные эмоции на занятиях является дополнительным ресурсом стрессоустойчивости. Можно по-разному относиться к ЕГЭ. Я, кстати, не являюсь его ярой сторонницей. Но это наша реальность уже в течение многих лет, причем, реальность, заданная «сверху», не зависящая от нас. И конечно же, постоянные изменения условий, отсутствие стабильности не идут на пользу…Тем не менее, наша общая задача – в любом случае благополучно адаптироваться! Наш опыт подтверждает, что психологическая подготовка к государственной аттестации вносит свой определенный вклад и позволяет ребятам более комфортно и эффективно показывать результаты своего многолетнего труда. По ежегодным опросам выпускников, подавляющее большинство сдает экзамены на уровне своих ожиданий, а некоторые – даже лучше. Ведь может кому-то еще и повезти!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|