ЕГЭ... уже не так страшно.

                      ЕГЭ  уже не так страшно

                                     ЕГЭ.... уже не так страшно.

         Одиннадцатый класс – финишная прямая в марафоне школьной жизни. Он заканчивается государственной итоговой аттестацией в виде единого государственного экзамена - ЕГЭ.  Ответственный, волнующий момент и для учеников, и для их родителей, и для учителей…и  еще неизвестно – для кого больше! 

Несмотря на то, что ЕГЭ сдают в обязательном порядке уже с 2009 года,  для каждого нового выпускника этот момент  наступает впервые.  Кроме того,   каждый год  меняются  и уточняются требования к проведению экзамена, да и сама   ситуация проверки  является в принципе стрессогенной  для  любого человека. 

Настоящее время  внесло  свои изменения – сейчас к 11 классу ребята уже  хорошо  знают процедуру сдачи экзамена, многократно отработав ее на диагностических работах и пробных экзаменах.  Учителя-предметники  в школе уделяют достаточно времени и стратегической и тактической подготовке одиннадцатиклассников.  Поэтому сегодня на первый план выходит собственно психологическая личностная подготовка выпускников. В школах, где  существует психологическая служба (или хотя бы педагог-психолог в единственном числе), такая работа обязательно  включается в план.

         Так как ЕГЭ уже давно не новость,  можно было бы предположить, что эта процедура стала  для учеников обыденной, однако результаты диагностики показывают, что это не совсем и не для всех так.  Ежегодно в конце первого полугодия  проводится диагностика  тревожности по методике Спилбергера-Ханина во всех выпускных классах.

В 2013-2014 учебном году  была отмечена  высокая ситуативная тревожность в двух выпускных классах   у  51% и 72%;

 в 2014-2015 -  в трех классах – у 18%, 38%; 30%;

в 2015-2016 -  в трех классах – у 23%, 39%, 44% учеников.

Анализ (инвентаризация) предэкзаменационных страхов показал, что наиболее часто будущие выпускники боятся:

  • неудачи на экзамене «провалю экзамен, не сдам, не наберу нужное количество баллов,  не справлюсь с заданиями, не тот тип заданий; не напишу из-за страха; напишу хуже, чем могу»
  • ошибки «сделаю глупые ошибки, ошибки в вычислениях,  забуду что-то простое, элементарное, что всегда знал; испорчу бланк, не туда запишу ответы по невнимательности»;
  • огорчить родителей «расстрою, разочарую родителей, не оправдаю надежд,  не оправдаю того, что в меня вкладывали; зря потраченные время и деньги на репетиторов, будет стыдно перед родителями»;
  • некорректных заданий «каверзных, с подтекстом заданий, непонятных, незнакомых тем, несправедливости»;
  • будущего «ответственности перед будущим, неизвестности, непредсказуемости, неопределенности в будущем»;
  • крушения профессиональных планов «не поступлю в  ВУЗ, в выбранный, желаемый ВУЗ, не получу высшего образования,  не получу аттестат, крест на хорошем, престижном образовании, останусь бомжом без работы,  не смогу осуществить жизненные планы, получу не ту профессию,   нелюбимую, занудную работу»;
  • недостаточности подготовки «не уверен в качестве своей подготовки   сравнение с другими не в свою пользу; раздражает подготовка; не могу себя заставить подготовиться так, как нужно; волнение и стыд за годы ленивого обучения»;
  • страхи отсутствуют:  «процесс не страшен, не боюсь, выбрал несложные для себя экзамены, можно потом пересдать, сдам на 100 из 100, страх нерационален».

Таким образом,  целесообразным является  проведение  комплекса мероприятий, которые для высокотревожных детей  имеют психокоррекционную направленность, а для остальных – профилактическую.

Поделюсь примерным алгоритмом работы  психолога с выпускными классами.  В течение всего года психолог  консультирует учеников и родителей выпускных классов,  выдает  конкретные рекомендации педагогам,  выступает на методических объединениях и родительских собраниях.  Порой взрослые, родители и учителя, боятся экзамена не меньше , а то и больше детей. И очень важно на этом этапе  не сливать на школьников свою тревогу и страхи, а собраться и поддержать эмоционально, помочь организационно, кого- то успокоить, а кого- то мотивировать.

В школе психолог организует индивидуальное и групповое консультирование; я использую  когнитивно-поведенческий, гештальт-  подходы, методы арт-терапии, метафорические ассоциативные карты.

С классами во втором полугодии  проводится групповая психологическая работа, занятия включают:  организационную, информационную части, мини-диагностику, беседу по результатам, тренинговые или психокоррекционные   упражнения, релаксацию и рефлексию.  

Первый этап: предполагает работу с эмоциями и чувствами, отработку страха  экзамена на уровне образов, освоение приемов саморегуляции.  

 Второй этап: выявление  деструктивных мыслей, работа с негативными эмоциями и мыслями, рассмотрение множества вариантов выхода из трудных ситуаций, выбор (построение) индивидуальных формул самовнушения.

Третий этап:  развитие внимания, самоконтроля,  планирования и организации  предэкзаменационной подготовки, закрепление знаний о  рациональном  режиме  труда и отдыха.

Четвертый этап: обобщение полученных знаний и умений, активизация собственных ресурсов, формирование положительного настроя и  выработка уверенного поведения на экзамене.

 Результаты итоговой диагностики показывают, что тревожность у ребят  стабильно снижается на 40-60%. Часть учеников (у большинства из которых также высоки и показатели личностной тревожности) получают опыт совладания с собственными страхами и учатся относиться к ним адекватно, не позволяя негативным эмоциям  выходить за приемлемый, рабочий уровень.  Кроме того, сама возможность расслабиться, поиграть, порисовать, посмеяться и  получить положительные эмоции на занятиях  является дополнительным  ресурсом стрессоустойчивости.

Можно по-разному относиться к ЕГЭ.  Я, кстати,  не являюсь его ярой сторонницей. Но это наша реальность уже в течение многих лет, причем, реальность, заданная «сверху», не зависящая от нас.  И  конечно же, постоянные изменения условий,  отсутствие стабильности не идут на пользу…Тем не менее, наша общая задача – в любом случае благополучно адаптироваться!

Наш опыт подтверждает, что психологическая подготовка к государственной аттестации вносит свой определенный  вклад  и позволяет ребятам  более  комфортно и эффективно показывать результаты своего многолетнего труда. По ежегодным опросам выпускников, подавляющее большинство сдает экзамены  на уровне своих ожиданий, а некоторые – даже лучше.  Ведь может кому-то еще и повезти!

                                    

 

 



Просмотров: 158
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сдаем ЕГЭ. 4 практических приема для более успешной сдачи экзамена.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хорошо сдать ЕГЭ: инструкция для родителей выпускников
  • Инструкция для родителей: Как сохранять спокойствие во время сдачи экзамена
  • Подготовка к ЕГЭ: инструкция к применению для родителей
  • Иногда оказывается, что тот, кого мы так долго искали уже давно был рядом с нами...
  • Упражнение. Для тех, кто боится экзамена. Как справиться с эмоциями перед событием.
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • ЕГЭ: памятка для родителей
  • Внимание! ЕГЭ/ГИА. Пособие по выживанию для родителей
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Эта статья для тех, кто уже понимает на своём собственном опыте, что человеку сложно измениться
  • Психологическая подготовка к ЕГЭ. Рекомендации родителям.
  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
  • Кто для кого, деньги для нас или мы для денег?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Психологическая подготовка к ЕГЭ
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Не так страшен черт, как его малюют (психологическая подготовка к выпускным экзаменам в школе)
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Внимание! ЕГЭ/ГИА. Пособие по выживанию для детей
  • Как подготовиться и сдать ЕГЭ / экзамены без стресса и страха?
  • Результат или удовольствие? Психологическая подготовка к конкурсам и соревнованиям для детей и взрослых
  • Статья для тех, кто не хвалил себя уже больше недели
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Что уже сегодня не дает вам жить так, как вы хотите. 3 мешателя чувствовать счастье
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Новый кризис уже совсем рядом. Что делать тем, кто боится потерять работу?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь