Не можешь заставить себя учиться? Слишком стар для новой профессии? Слишком не опытен, чувствителен, не уверен в себе, не компетентен…? Что еще ты придумаешь?
В 90% таких случаев человек однозначно может. Но не хочет. Отсюда вопросы к его мотивации.
Но мотивация вещь непростая. Ее можно представить как солянку. В ней намешаны собственные желания, социальные требования, страхи неудачи, стремления к достижениям, потребности в ублажении своего эго… чего там только нет. Поэтому, чтобы никого не грузить, я представлю это в виде простой схемы.
Итак, в борьбе за жизнь и место под солнцем мы все делимся на две категории:
В правом углу ринга… в синих трусах… ликующе приветствуют противника представители ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ «РАЗВИТИЕ». Они точно знают, что ничто не дается изначально (кроме разве что тяжелых органических заболеваний, не поддающихся коррекции). Все люди равны в возможностях относительно своего развития и потому нет границ, нет условностей, есть только внутренние желания и мечты.
В левом углу ринга… в красных трусах… скромно жмутся представители ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ «ДАНО». Они привыкли думать, что их способности и таланты даны с рождения. А значит, они изначально не властны над своими достижениями, у каждого свой личный потолок успехов, они все обречены на данную судьбу.
КАК ЖИВУТ ЛЮДИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ:
Они знают, чего хотят и их мотивация на 70% состоит из осознаваемых личных желаний, основанных на потребностях и воплощенных в конкретных целях. Обучение удовлетворяет желание развить в себе определенные навыки для дальнейшего применения в жизни
Смотрят в глаза своим страхам. Обучение выступает для них в качестве инструмента познания мира. Понимание закономерностей мировых процессов дает возможность выбора пути для реализации целей.
Оценки, тем более негативные, не влияют на самооценку. Инициативность в процессе обучения сохраняется все время, а косые взгляды и негативные отзывы становятся поводом для самоанализа.
Любят ошибки. Ребенок падает сотню раз, пока не научится ходить. Провалы неизбежны, более того только благодаря им можно чему-то научиться.
Имеют внутренний локус контроля. Они понимают причинно-следственную связь между своими действиями и сопровождающими их событиями. Они осознают свою роль в социальных процессах.
Умеют существовать в состоянии неопределенности. Реальность непредсказуема и неподконтрольна. Поэтому от личности требуется гибкость и стрессоустойчивость.
КАК ЖИВУТ ЛЮДИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДАННОСТЬ:
Вся их мотивация, их прекрасная солянка почему-то почти полностью наполнена чужими прихотями, давлением, запугиванием, порицанием. Обучение либо удовлетворяет потребность в получении хороших оценок и демонстрации превосходства, либо избегается вовсе из-за неуверенности в себе.
Живут в страхе и зависимости. Им сложно учиться, сложно решиться на что-то новое, не смотря на то, что жизнь постоянно предлагает множество возможностей. Внутренний страх провала, неуверенность в своих силах становятся темными попутчиками.
Их заботят оценки, они избегают критики. Делая что-то, они всегда обращают внимание на реакцию окружающих, желая получить оценку повыше. Но проблема в том, что им не достает собственных оценок самим себе. Если есть пробелы в понимании или отрицание каких-то сторон своей личности, появляется стремление заполниться или скомпенсироваться за счет мнения со стороны.
Ошибки уничтожают их самооценку. Ошибки принимаются как показатели их ничтожности, мол «Я так и знал, у меня никогда не получится» либо попросту отрицаются либо списываются на обстоятельства. Как ты понимаешь, с такими мыслями и отношением к себе далеко в светлое будущее не уедешь
Не умеют жить в состоянии неопределенности. Но жизнь – это всегда сплошная непредсказуемость.
Бой закончился, не успев начаться. Думаю, ты давно понял, кто победит. Ответь тогда КТО ТЫ НА ЭТОМ РИНГЕ?
Психология представляет собой мультипарадигмальную науку. Это значит, что в рамках нее существует огромное количество научных школ, теоретических концепций, изучающих абсолютно разные вещи и под разным углом. Потому подходы к МОТИВАЦИИ НА ОБУЧЕНИЕ у различных школ могут сильно различаются. Однако я предлагаю только то, что проверено мной на собственном опыте, выработано на протяжении нескольких лет и работает по сей день, за что бы я ни взялась.
Поэтому предлагаю тебе просто взять и попробовать.
ПОЙМИ: в самом простом виде ты следуешь либо установке «ДАНО», либо установке «РАЗВИТИЕ». Быть где-то посередине вряд ли получится (Если у тебя получается и это эффективно, делись своим опытом).
ЗАПОМНИ: Любая установка формируется в раннем детстве. Даже не столько за счет родительских наказов, сколько благодаря их примеру. Но это не значит, что теперь негативные установки будут преследовать тебя всю жизнь. Это в первую очередь навык и ты имеешь абсолютно такие же шансы изменить их, как и другие.
ДЕЛАЙ: В первую очередь спроси себя, зачем мне нужно учиться? Ради чего? Насколько это желание мое? Возможно, что вся эта задумка – чужая прихоть, а твоя покорность вызвана внутренним стремлением быть «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой». Если ты занимаешься самообразованием и развитием только ради поощрения и признания со стороны других, ты не будешь счастлив. Рано или поздно ты проснешься с бешено стучащим сердцем от страха, что все было зря.
Твоя задача состоит в следующем:
Осознай, в какой ты команде сейчас, а в какой команде хочешь быть завтра. Прими решение.
Пройдись еще раз по пунктам описания основных различий и отметь для себя те, которые тебе свойственны.
Меняй мышление каждый день, ловя себя на своих страхах и сомнениях, спрашивая себя «Почему я не верю в то, что у меня получится?», говори себе «Если я не попробую, я никогда не узнаю, на что способен».
Подробнее об этой шикарной теме мы говорим на индивидуальных консультациях очно в Уфе и онлайн. Приходи меняться к лучшему!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.