|
Что дает нам осознанное присутствиеАвтор статьи: Денис Зеликсон
Психологический феномен осознанного присутствия (mindfulness) в последнее время оказался в фокусе внимания представителей позитивной психологии. Несмотря на то, что изучать его стали еще в 1990-х годах, интерес к осознанному присутствию очередной раз возник по двум причинам. Во-первых, одним из основных драйверов интереса стало появление новых технологий, позволяющих "взглянуть" на процессы, происходящие в головном мозге. Бурное развитие нейропсихологических исследований стало логичным следствием появления современных средств диагностики (функциональная МРТ и т.д.) и более эффективных способов обработки получаемых данных. Это позволило придать новый оттенок изучению осознанного присутствия, разложить его на составляющие и связать с фундаментальными психическими процессами такими, как рабочая память или способность к концентрации внимания. Во-вторых, повышение интереса со стороны общества к результатам исследований, проводимых, в том числе в области позитивной психологии, открыло новые возможности для внедрения получаемых знаний в практику. Так, практическое применение знаний об осознанном присутствии стало постепенно внедряться в школы, клиники и другие социальные институты.
Многолетние исследования осознанного присутствия вместе с тем не позволили сформировать какого-либо единого подхода к этому феномену. В общем виде осознанное присутствие представляет собой метакогнитивную способность [Jankowski, Holas, 2014], положительно связанную с субъективным благополучием как у взрослых [Keng, Smoski, Robins, 2011], так и у детей [Bluth, Blanton, 2013]. В современной психологической науке концепт осознанного присутствия практически независимо изучался двумя группами исследователей. Первая из них [Langer, 1992; Langer, Moldoveanu, 2000] рассматривала его как особое состояние сознания, задействующие процессы саморегуляции внимания, целенаправленной и сознательной фиксации внешних стимулов, а также креативности по отношению к таким стимулам. Другими словами, осознанное присутствие рассматривалось как временное состояние, наступление которого можно стимулировать с помощью коротких интервенций в лабораторных условиях [Crum, Langer, 2007]. Вторая группа исследователей [Kabat-Zinn, 2003] рассматривала осознанное присутствие как безоценочное восприятии того, что происходит в настоящий момент. С этой точки зрения, осознанное присутствие представляет собой способность саморегуляции сознательной деятельности, концентрации внимания на внутренних и внешних стимулах, интроспекции и метакогниции по отношению к собственным мыслям.
1. Терапия, основанная на практиках осознанного присутствия (mindfulness-based cognitive therapy), оказывает положительное влияние на восприятие своего тела [De jong et al., 2016]. Оно особенно важно для людей, испытывающих хроническую боль и, как следствие, депрессию. По сути, осознание своих телесных ощущений и эмоций здесь-и-сейчас является механизмом, объясняющим положительное влияние медитативных практик и терапевтических интервенций в работе с людьми, страдающими от хронических болей. 2. Медитативные практики оказались эффективным средством развития способности к концентрации внимания у детей в возрасте 7-8 лет [Crescentini et al., 2016]. Поскольку в таком возрасте стандартные опросники применяются редко, в исследовании использовались общие вопросы для детей об их настроении и депрессии, а также учитывалось мнение учителей. С точки зрения последних, после применения медитативных практик осознанного присутствия у детей наблюдались положительные изменения в способности к концентрации внимания. 3. Прайминг (искусственное создание) состояния осознанного присутствия позволяет восстанавливаться после стрессовой ситуации быстрее [Bergeron, Almgren-Doré, Dandeneau, 2016]. Такого рода прайминг осуществляется помощью упражнений, направленных на концентрацию внимания, например, составления предложения из набора слов ("я кофе осознание вкусный пью"). В состоянии осознанного присутствия уровень кортизола, который является гормоном стресса, снижается быстрее, а люди с низким уровнем способности к осознанному присутствию испытывают в ситуации стресса более высокую ситуационную самооценку, низкий уровень негативных эмоций, стресса и физиологического возбуждения. Bergeron CM, Almgren-Doré I and Dandeneau S (2016) “Letting Go” (Implicitly): Priming Mindfulness Mitigates the Effects of a Moderate Social Stressor. Front. Psychol. 7:872. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00872 Bluth K., Blanton P.W. Mindfulness and Self-Compassion: Exploring Pathways to Adolescent Emotional Well-Being // Journal of Child and Family Studies. – 2013. – DOI 10.1007/s10826-013-9830-2 Crescentini C, Capurso V, Furlan S and Fabbro F (2016) Mindfulness-Oriented Meditation for Primary School Children: Effects on Attention and Psychological Well-Being. Front. Psychol. 7:805. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00805 Crum A.J., Langer E.J. Mind-set matters: Exercise and the placebo effect // Psychological Science. 2007. vol. 18. P. 165-171. De_jong M, Lazar S, Hug K, Mehling WE, Hölzel BK, Sack A, Peeters F, Ashih H, Mischoulon D and Gard T(2016) Effects of mindfulness-based cognitive therapy on body awareness in patients with chronic pain and comorbid depression. Front. Psychol. 7:967. doi:10.3389/fpsyg.2016.00967 Jankowski T., Holas P. Metacognitive model of mindfulness // Consciousness and Cognition. – 2014. – Vol. 28. – pp. 64-80. Kabat-Zinn J. Mindfulness-based interventions in context: Past, present, and future // Clinical Psychology: Science and Practice. 2003. vol. 10. P. 144-156. Keng S-L., Smoski M.J., Robins C.J. Effects of mindfulness on psychological health: A review of empirical studies // Clinical Psychology Review. – 2011. – Vol. 31. – pp. 1041-1056. Langer E.J. Matters of mind: Mindfulness/mindlessness in perspective // Consciousness and Cognition. 1992. vol. 1. P. 289-305. Langer E.J., Moldoveanu M. The construct of mindfulness // Journal of Social Issues. 2000. vol 56 (1). P. 1-9. Оригинал здесь: ОСОЗНАННОЕ ПРИСУТСТВИЕ: ИДЕЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|