|
Меня нет... (из статьи в газете "Вечерний Оренбург", июль 2016)Автор статьи: Левина Оксана Николаевна
«Меня нет» - спектакль молодых и про молодых. Это попытка выслушать и полюбить маленького жалкого человека со своими комплексами и реальными страхами. Сегодняшнее время ломает и взрослых и совсем юных. О подростковых проблемах и о том, как их можно решить, «Вечернему Оренбургу» рассказала директор Центра дополнительного образования и инновационных технологий, эксперт министерства социального развития Оренбургской области, кандидат педагогических наук Оксана Левина. (Е. Савельева, корреспондент газеты «Вечерний Оренбург») Елена Савельева: - После просмотра спектакля зрители разделились во мнении на две группы - "спектакль для взрослых" и "спектакль для подростков". Первая считает, что в пьесе рассматриваются проблемы взрослых, вторая - подростков. Оксана Николаевна, как Вы считаете, кто прав? Какой совет в таких случаях вы бы дали? Оксана Левина: - В последнее время отмечаются существенные изменения в структуре семьи. Большинство семей распадаются уже после 3 – 5 лет совместной жизни. И прежде всего за ошибки взрослых расплачиваются дети. Современные родители, чаще всего, продолжают жить личными проблемами и не задумываются о судьбе собственного ребенка. Как можно раньше стараются переложить его воспитание на образовательные учреждения. В моей практике было много примеров, когда подросткам уделялось недостаточно вниманимания и это не только дети из неблагополучных семей, но и из достаточно обеспеченных. У подростков, оставшихся без внимания родителей, чаще всего всречаются нервные заболевания, такие как тики, заикание, повышенная тревожность, энурез. Не находя понимания в семье, они ищат его в ближайшем окружении и, таким образом, оказываются под влиянием асоциальных кампаний, сект, сталкиваются с проблемой алкоголизма и наркомании, проституции. Оставаясь в одиночестве, считают себя ненужными никому. Хотелось бы дать совет родителям: чаще общайтесь со своими детьми, вместе занимайтесь домашними делами, ходите в парк, в театр. И обратите внимание на своего ребенка, ведь ближе его у вас нет никого на этом свете, любящего, доверчивого, самого родного. Елена Савельева: - Мама обзывает своего ребенка "дебилом". Она кормит, одевает его, но он раздражает её своим присутствием. Сын же ждёт любви, праздника и подарка. Ребёнок растёт в неполной семье. Папе он не нужен. У него другая семья. Что делать подростку? Оксана Левина: - В каждой семье складывается определенная система воспитания, кто постоянно ругает, а кто и откупается, но в этом деле важно, чтобы ребенок правильно понимал эту ситуацию. Поведение подростка фомируется в зависимости от семейного сценария. В семьях, где родители не замечают ребенка, оскорбляют и унижают его подростки либо быстро взрослеют и берут на себя роль родителей, либо часто конфликтуют по причине частых ссор в семье и не умения общаться, их поведение становится непредсказуемым. Воспитанное, таким образом, в подростке недоверие к окружающим, чувство собственной ненужности, предательства и безысходности заставляет их идти асоциальным путем. К сожалению, родителей трудно перевоспитать и заставить обратить внимание на своего ребенка. Очень бы хотелось, чтобы в сложных ситуациях подростки обращались за помощью к специалистам – психологам, социальным педагогам. Существуют различные социально-психологические службы по оказанию помощи, телефоны доверия, можно получить онлай консультацию, поделиться своей проблемой на форуме, либо при личной встрече со специалистом. Елена Савельева: - Многие родители контролируют и воспитывают своих детей по сотовой связи в силу своей занятости, когда у мамы и папы 33 работы. И это ради ребенка, которого нужно одеть, обуть и накормить. Где выход? Оксана Левина: - Крайности в воспитании всегда дают одностороннее видение проблемы. С одной стороны, это удобно, с другой – это опасно (ребенок учится врать и понимает, что он вне визуального контроля). Выход – искать время для общения с ребенком. Необходимо найти правильное соотношение времени для подростка на приготовление домашних заданий, совместный активный отдых, записать его в спортивную секцию, кружки (исходя из интересов ребенка). Елена Савельева: - Суицидные состояния подростков. Как с этим бороться? Оксана Левина: - Сам по себе подростковый возраст является очень сложным. Большинство суцидов происходит именно в этом возрасте. Хочу поделиться примером из моей практики. Ко мне на консультацию, по рекомендации заместителя директора школы, пришла девочка – подросток, имевшая суицидальные наклонности. У девочки, авторитарным вопитанием мамы, был сформирован комплекс «гадкого утенка». Она стеснялась общения со сверстниками, соответственно и подруг у нее тоже не было. Училась в школе на «4» и «5», но дома ее успехи не были отмечены. Мама требовала, чтобы после школы девочка всегда была дома и ухаживала за братом-инвалидом. Наши консультации были направлены на повышение самооценки и уверенности в себе, снятие тревожности и напряжения, как реагировать в конфликтных ситуациях в семье. Отмечались положительные изменения в характере и поведении девочки. Когда ситуация во взаимоотношениях подростка с родителями начала улучшаться, я попросила девочку прийти вместе с мамой. Совместная консультация позволила раскрыть проблемы, которые долго существовали в этой семье. Мама и дочь пришли к взаимопониманию. Оказывается, нужно было просто спокойно поговорить друг с другом, быть услышанным (маме принять проблемы дочери и наооборот). Как с этим бороться? Родители, слушайте своего ребёнка, ведь он хочет быть услышанным и получить совет именно от вас. Уделяйте ему свое внимание и все сложные ситуации переживайте вместе. Говорите, именно говорите о своей любви к ребенку. Родительская любовь является источником благополучия, гармоничного развития, физического и душевного здоровья. Особая роль в работе с подростками отводится и образовательным учреждениям, которые должны сотрудничать с семьями и стать союзниками в воспитании. От умения педагога распознавать различные формы девиантного поведения подростка зависит качество организации учебно-воспитательного процесса и успешная социализация каждого отдельно взятого подростка. Я считаю, что в обществе необходимо поднимать проблему взаимоотношения родителей и детей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|