|
Технологии работы психолога с отцами: школа осознанного родительстваАвтор статьи: Петш (Ларечина) Елена Викторовна
Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать по теме «Отцовство». Если мамы пестуют своих детей, то папы – воспитывают. Папы редко ругают и меньше подвержены эмоциям, с папами хорошо делать уроки и играть. И вообще, все знают, что папа строгий, но справедливый. А еще папа дарит спокойствие и уверенность, что все всегда будет хорошо.Какое прекрасное высказывание! Но, к сожалению, на сегодняшний день всё меньше семей в нашей стране могут адресовать подобные слова своим главам семейств. Отцы всё чаще становятся пассивными участниками семейной жизни либо совсем отсутствуют в ней. В связи с этим актуальной задачей современной психологии и педагогики родительства становится воспитание будущих отцов, а также поддержка и помощь состоявшимся отцам. Ролью отца в воспитании и развитии ребенка интересовались ещё исследователи прошлого. Еще в начале 20 века в рамках аналитической психологии именно роль отца, а не матери рассматривалась в качестве центральной фигуры, определяющей психическое развитие человека (Фрейд З. 1997) Затем, в 40-50 годы прошлого столетия в связи с историческими событиями, возрос интерес к диаде мать и ребёнок. Интерес к этой теме по сей день доминирует в научных кругах и популярной литературе. Несмотря на актуальность и проблематику тема отцовства продолжает быть мало изученной и разработанной в программах «Школы родительства». Я занимаюсь темой «Осознанное родительство» более семи лет, мною были собраны из различных литературных источников и разработаны технологии способствующие повышению и закреплению ценности отцовства в семьях детей раннего и дошкольного возраста.
Задача матери - сформировать поле контакта еще для не родившегося малыша. Игры - стимуляции отца в период беременности очень помогают в этот период создать атмосферу единения мамы и папы, привлекая папу к общению с малышом. Это и поглаживание животика утром с пожеланиями на день игра «Привет, это папа», в которой папа здоровается с малышом, совершает похлопывания, трения, мягкие надавливания животика мамы, или игра «Где наша пяточка?», в которой папа прикладывает ладонь к животику, говорит слова: «Где наша пяточка?» и ждет реакции малыша. После рождения маме важно создавать и поддерживать образ присутствия отца в семье. «Мы делаем ужин для папы», « Папа придет, и будет решать, куда мы поедем, он у нас главный». Участие пап в тематических развивающих занятиях способствует глубокому проживанию отцовских чувств и активной включённости в мир ребёнка. М.Лэм описывая механизмы влияния отцовской фигуры на развитие ребенка особое внимание уделила категории «вовлеченности» и «доступности». Под которой рассматривается прямое взаимодействие отцов с детьми во время непосредственного ухода за ними, игр, совместного досуга и потенциальную возможность в данный момент времени вступить в непосредственное взаимодействие с малышом. Праздника «День Отца» к сожалению, нет официально в нашем календаре, но в группах социализации и дошкольном учреждении мы его отмечаем. На празднике папы активные участники, которые вместе с детьми играют в игры, делают поделки, танцуют и слушают песню в свою честь. В своё время в рамках программы тренинга для родителей « Родители и дети: жизнь в согласии» я касалась вопросов отцовства, но участники часто выражали желание и интерес глубже поработать с этой темой. Анализ известных программ показал, что, в основном, имеющиеся программы направлены на работу с юношами (Р.В. Овчарова Тренинги формирования осознанного родительства) или с молодыми отцами. Для меня было важно создать универсальную программу, в которой могут принять участие не только мужчины разного возраста, но и женщины, где каждый сможет соприкоснуться с фигурой отца в своей жизни. Папы, участвуя в тренинге, смогут произвести ревизию своих отцовских достижений и лучше разобраться в тупиковых ситуациях воспитания своих чад. Мамы смогут разобраться в отношениях отцов и детей и, возможно, сумеют посмотреть на них другими глазами, а вместе они получат возможность проанализировать собственный детский опыт отношений с отцами, и смогут найти ресурс для выполнения сложных и важных задач родителя сегодня. В процессе семинара-тренинга используются такие формы работы с участниками как - визуализация, мини-лекции, арт-терапевтические упражнения, аналитические упражнения с элементами сказкотерапии. Можно с уверенностью сказать, что данная программа явилась ещё одним шагом в направлении развития осознанного родительства. Список литературы 1. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства// методическое пособие – Москва «Сфера», 2008. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|