|
Роль отца в психическом развитииАвтор статьи: 404
Если Ваш ребенок спрашивает об отце, которого нет рядом Фактически, когда отец уходит из семьи, ребенок сталкивается с потерей любимого человека. Однако утрата эта – особенная, она не связана со смертью близкого, но может переживаться даже еще сильнее. Казалось бы, вот он, его отец, живет через дорогу с новой семьей, проходит мимо, но совершенно недостижим, даже не звонит и не интересуется его жизнью. Отец не умер в реальности, но он умирает во внутреннем мире ребенка. Сначала место отца в психике может заполняться фантазиями, спутанными и иррациональными, а потом опустеет совсем. Такой крайний исход приведет к серьезным психическим трудностям не только в детстве, но и позже, во взрослом возрасте. Далеко не каждый ребенок сможет отправиться на поиски отца самостоятельно. Помочь ему сможет психотерапевтическая работа и (или) его мать, которая даст ему возможность думать об отце, чтобы последний смог занять свое законное место во внутреннем психическом мире ребенка. Действительно, во многом именно от матери зависит, встретятся ли когда-нибудь (в реальности или во внутреннем мире) отец и его ребенок, и какой будет эта встреча. Как было показано в одном исследовании (О. Г. Калина, 2007), отсутствие в семье отца не обязательно приводит к нарушению эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков. Наиболее неблагоприятным является совпадение двух факторов: отсутствие в семье отца и его эмоционально негативный или амбивалентный образа у подростка. Это особенно негативно сказывается на эмоциональном благополучии младших подростков-мальчиков, развитии мужественности у младших и старших подростков-мальчиков и женственности у младших подростков-девочек. Можно выделить четыре основных аспекта отцовской значимости, а именно: его содействие перестройке первоначально эмоционально слитных отношений ребенка с матерью; открытие ребенку новых, качественно иных способов взаимодействия; содействие развитию у ребенка представлений о семейной иерархии, и формирование у ребенка представлений о себе как о потомке двух родов: не только материнского, но и отцовского. Рассмотрим эти аспекты более подробно. Сначала для младенца существует только его мама, которая заботится о нем, ухаживает, удовлетворяет все его потребности. Однако для нормального развития ребенка должен быть кто-то еще помимо матери, третий, дополняющий диаду «мать–ребенок», кто поможет ему открыть для себя отношения, существующие за пределами первоначального эмоционального слияния. Этот «кто-то» должен обладать тремя важным качествами: быть особенно важным для матери и ребенка; более удаленным, чем мать; способным к эмпатичному восприятию ребенка. Трудности в протекании сепарации, обусловленные отсутствием такого человека, приводят к серьезным эмоциональным проблемам и затруднениям в формировании идентичности. Однако, может быть, функции третьего может исполнять и женщина, например, бабушка? Этот вопрос приводит к следующему инвариантному значению отца: отец – это мужчина. Для успешного развития ребенка (как мальчика, так и девочки) необходимо, чтобы он мог иметь надежные и устойчивые отношения, отличные от детско-материнских – отношения с мужчиной. Эти отношения начинают особенно ярко проявляються в совместной игре: более шумной, возбуждающей, яркой, насыщенной, непредсказуемой, опасной, чем игра с матерью. Кроме того, отец снабжает ребенка новыми знаниями и советами, которые отражают его мужской опыт и являются важным дополнением к тому, что он получает от матери. Возникает вопрос, может быть, большее значение имеет не половая принадлежность третьего, а уровень его мужественности или женственности? В целом можно сказать, что, очевидно, ни гиперфеминность ни гипермаскулинность отца не являются хорошим знаком для успешного психического развития ребенка. Скорее всего, в своем поведении отец должен ориентироваться на требования конкретной ситуации, умея при необходимости выполнять стереотипно материнские функции, заботу, нежность, терпимость по отношению к ребенку, но также и быть «человеком слова», не устраняться от воспитания, но активно в нем участвовать, помогая ребенку принимать необходимые правила и нормы поведения. Если все-таки важно, чтобы в жизни ребенка присутствовал мужчина, то должен ли это быть обязательно отец? Немаловажно, видимо, что именно его связывают (или связывали) с матерью ребенка особые отношения – любовные, сексуальные, супружеские. Он существует не сам по себе, но и в более широком, семейном контексте, прежде всего как муж матери ребенка, содействуя развитию представлений о семейной иерархии. Однако муж матери может быть приемным для ребенка. Какова тогда значимость для ребенка отца «по рождению» по сравнению с отцом приемным? Этот вопрос приводит к следующему инвариантному значению отца: отца как родного человека, имевшего сексуальные отношения с матерью ребенка, результатом которых и стал ребенок. Предполагается, что знание об отце как о человеке, участвовавшем в зачатии, имеет важнейшее значение, поскольку создает у ребенка представление о себе как потомке двух родов. «Мы все – метисы. Мы произошли от смешения двух различных семей: семьи нашей матери и нашего отца». Знание о своем «отце по рождению» имеет важное значение для формирования того аспекта идентичности, который связан с представлением о себе как о наследнике и продолжателе фамилии. Ребенок может жить с отчимом, но не он передает ребенку его отцовскую родословную. Даже если мать ребенка не знает, кто его отец (например, из-за искусственного оплодотворения от неизвестного донора), для ребенка важны правда и знание о том, что у него, как и любого другого человека, есть два родителя. Таким образом, можно предполагать, что ребенок имеет право на то, чтобы знать имя своего родного отца. Клиническая практика во многом подтверждает известную пословицу: «Лучше горькая правда, чем правдивая ложь». Вместе с тем для преодоления травматического семейного опыта ребенок, безусловно, нуждается не только в его проработке, но и в реальных замещающих фигурах – источниках позитивного опыта надежных и конструктивных отношений. В последнее время все чаще наблюдается феномен зачатия ребенка из пробирки с использованием семени анонимного донора. Возникает вопрос: «Как в такой ситуации сказать ребенку об отце, особенно, если его воспитывает одна мать?». Может быть, поможет вот какая фраза, сказанная, возможно, не сразу, частями, к времени и месту ребенку, который задастся вопросом своего происхождения на свет: «Я не знаю твоего отца – его семечко дали мне врачи, но оно оказалось таким хорошим, что соединилось с моим семечком в моем животике, и так ты стал там расти». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|