|
Бессознательное прошлоеАвтор статьи: Павлова Екатерина Андреевна
Что такое прошлое? Вопрос совсем не простой, как и ответ на него. Прошлым могут быть события, которые уже совершились, события которые так и не совершились и не могут совершиться сейчас уже в настоящем или будущем, по тем, или иным причинам. Прошлое можно рассматривать с точки зрения времени, которое уже прошло. Но можно рассматривать прошлое, с точки зрения, вне времени. Время как будто исчезает, его границы становиться очень условными и слегка различимыми. Редко когда что-то из прошлого вспоминается точно. Понятие точности также относительно. Тогда, в прошлом, точным нам казалось одно, сейчас в настоящем на это точное, взгляд уже совсем иной. Конечно прошлое, это то, что уже совершилось или не совершилось, но не может сейчас уже совершиться. Но возникает парадокс, это уже было, а мы не можем оценивать наше прошлое, или делать относительно него точные выводы. Возникает вопрос, почему? Наше прошлое бессознательно. Имея в сознании представление о нашем прошлом, это всего лишь наше представление, сейчас. Многое из нашего прошлого, также как и из настоящего, нами не осознаваемо. Иногда мы не можем себе объяснить наше поведение, желания, и даже болезни. Нет, конечно, здесь включается наше сознание, которое пытается найти какое либо объяснение, тому, что сейчас происходит, но, как правило, это очень отдаленное представление от истинного положения вещей. Изучая тексты З. Фрейда можно понимать, что З. Фрейд тоже понимал, что прошлое, это намного большее и неизведанное, чем наше обыденное понимание. З. Фрейд понимал, что между прошлым и настоящим есть связь. И посветив свою жизнь пониманию взаимосвязей, к З. Фрейду открыл метод свободных ассоциаций. Предлагая пациенту говорить, все что приходит ему в голову. Тем самым через не контролируемую, спонтанную речь, бессознательное прошлое начинало давать о себе знать. Наше прошлое забывается, потом мы можем, что-то вспомнить, что ранее нами было забыто, потом снова забыть, а при вспоминании делать ошибки, в положении вещей, как Оно тогда было и какие чувства мы испытывали. Говоря о прошлом, это всегда рассказ, который мы пытаемся донести до слушателя или читателя. Именно психоанализ, в основе которого лежит метод свободных ассоциаций, помогает обнаружить связь межу прошлым и настоящим. «Одна из ролей психоанализа, наверно, состоит именно в том, что с помощью прояснения человек пытается хотя бы частично освободиться от слишком тяжелых и тотальных последствий, которые отягощают его тем, что ограничивают или даже зачеркивают его автономность в рассуждении и действии».[1] Самого З. Фрейда, как и психоанализа нет без прошлого и истории. Начиная с детских лет и на протяжении всей совей жизни З. Фрейд очень много читал. Можно сказать, что «уже в это время формируется основа для дальнейших идентификаций, включая и ставшую для З. Фрейда в старости ведущей самоидентификацию с Моисеем как носителем знаний. В тоже время формируется и другая идентификация с Ганнибалом. Героическое начало в личности З. Фрейда, его прекрасная ориентация в древней культуре, интерес к возрождению античного духа в эпоху Ренессанса — все это следы культурных влияний, усвоенных ученым в детские и юношеские годы».[2] Чтение художественной литературы, особенно шедевров мировой классики, дало превосходный материал для появления психоаналитических идей в будущем. Так, например, прочтение «Царя Эдипа» Софокла, позднее стало отправной точкой для развития теории Эдипова комплекса. Прошлое, так или иначе, влияет на наши представления, взгляды в настоящем, своей мировой историей и историй прошлого, самого субъекта. То есть в прошлом, о котором сообщает субъект в настоящем или когда в настоящем рассматривается прошлое, обнаруживается ряд бессознательных моментов. За частую наше прошлое может представляться нам не реальными фактами, а образами, существующими в психической реальности субъекта, сформированными происходящими событиями в прошлом. «Под натиском моих тогдашних технических приемов большинство пациентов воспроизводили в памяти сцены своего детства, свидетельствовавшие о сексуальном домогательстве со стороны одного из взрослых... Я верил этим сообщениям и соответственно полагал, что источник позднейших неврозов и заключен в детских переживаниях, связанных с сексуальным совращением... Затем, когда я все же распознал, что эти сцены домогательства никогда не происходили в реальности, что они — только плод воображения моих пациентов, которым я сам, возможно, эти фантазии навязал, я некоторое время не знал, что делать... Собравшись с мыслями, я сделал из этого горького опыта правильный вывод о том, что невротические симптомы восходят не прямо к реальным переживаниям, а к фантазиям, в которых воплощены желания, и что неврозы формируются не столько под влиянием материальной реальности, сколько психической...».[3] Между прошлым и настоящем существует прочная связь, за частую не видимая, но накладывающая свой отпечаток на жизнь субъекта, его поведение и мировосприятие. «сама пациентка, ровно как и врач, никогда не узнали бы вышеизложенную историю развития ее болезни, если бы не странная манера пациентки вспоминать обо всем под гипнозом и рассказывать о своих воспоминаниях врачу. Пребывая в бодрствующем состоянии, она всего этого не знала».[4] Бессознательной остается большая часть прошлого субъекта. Существует препятствие, которое мешает повторному проявлению события в сознании — сопротивление. Но события прошлого, так или иначе, пытаются прорваться в сознание, различными способами, например в сновидениях. «Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов».[5] «Толкование же сновидений есть via regia (царская дорога) к познанию бессознательного в душевной жизни».[6] В сновидении «обнаруживаются и те элементы жизни, к которым видевший сон совершенно безразличен. Тем не менее, в результате анализа З. Фрейд делает вывод, что сон отсылает нас к далекому прошлому индивида, к вопросам для него очень важным».[7] «Сновидение, рисуя перед нами осуществление желания, переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собой копию и воспроизведение прошлого».[8] Вспоминая прошлое, можно обратить внимание на своеобразную амнезию у субъекта. Об этом З. Фрейд говорит в «Трех очерках по теории сексуальности». Амнезию, «подобной той, которую мы наблюдаем у невротиков в отношении более поздних переживаний и сущность которой состоит просто в недопущении в сознание (вытеснение)».[9] Эта инфантильная амнезия стирает из памяти первые шесть или восемь лет жизни у большинства людей. «Амнезия, превращающая у каждого человека его детство, так сказать в доисторическое время...».[10] Под понятием прошлое также можно рассматривать мир и его мировую культуру, которая сложилась много веков назад. Когда субъект, человек, рождается на свет, он уже попадает в некую культуру, культуру своей семьи или ближайшего окружения. Родители или другие близкие люди общаются с новорожденным относительно своих взглядов, мировоззрения, которое сложилось в процессе проживания ими их жизни. Ближайшее окружение, уже через себя, несет культуру до новорожденного субъекта, при этом в по большей части этот процесс бессознателен. О том, что большая часть нашего прошлого бессознательна, теперь спорить не приходиться. В подтверждение, многие труды З. Фрейда посвящены именно тому, как человек стал таким, какой он есть сейчас в настоящем и как прошлое бессознательно влияет на настоящее. [1] Фонда П., Йоган Э. Развитие психоанализа в последние десятилетия // Психоанализ в развитии: Сборник переводов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - С. 129. [2] Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия: Учеб. Пособие / Составители Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999. - С. 13-14. [3] Фрейд З. (1925d) Автопортрет (Selbstdarstellung) // З. Фрейд З. Собрание сочинений в 26 т. Т. 2. Автопортрет / Пер. с нем. Алексея Жеребина и Сергея Панкова. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. - С. 34-35. [4] Фрейд З. (1895d) Собрание сочинений в 26 т. Т. 1. Исследования истерии (Studien uber Hysterie). - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. - С. 65. [5] Фрейд З. (1900a) Толкование сновидений (Die Traumdeutung). - Мн: Попурри, 1997. - С.531. [6] Там же. - С.7. [7] Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу / Пер. с фр. - Челябинск: Урал LTD, 1999. - С.29. [8] Фрейд З. (1900a) Толкование сновидений (Die Traumdeutung). - Мн: Попурри, 1997. - С.542. [9] Фрейд. З. (1905d) Три очерка по теории сексуальности (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie) // З. Фрейд З. Сексуальная жизнь. - М.: СТД, 2006. - С.83. [10] Там же. - С.83. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|