Новая модель профориентации через переживание профессии

   В наши дни несмотря на экономические спады и кризисы, рынок труда по-прежнему нуждается в получении высококвалифицированных специалистов. К сожалению, по данным Федеральной службы государственной статистики только около 40% выпускников действительно идут работать по специальности, еще 10% работают в близкой сфере, полученной профессии. А это получается всего лишь половина. Все чаще от молодых людей можно услышать фразу: "Я не знаю, чего я хочу"!, что оставляет родителей и их самих в полном замешательстве. Так давайте же попробуем разобраться, почему это все таки происходит.

                                        Новая модель профориентации через переживание профессии

   Важно отметить, что главным залогом развития профессионального самоопределения является непосредственно личностное самоопределение, а именно ответ на вопрос, что я представляю из себя как личность, какой я, какими качествами обладаю. Именно уровень развития личности и степень ее зрелости способствуют более успешному прохождению этого непростого пути профессионального становления.

   К сожалению, в данный момент наблюдается тенденция по расширению периода детства, и таким образом, созревание личности значительно отодвигается во времени. Так в норме если в подростковом возрасте индивид совершает выбор своего будущего профессионального пути, то по окончанию школы входя в юношеский возраст, он уже начинает осваивать выбранную профессию. Но в настоящее время можно заметить совершенно другую ситуацию. Выбор профессии школьником происходит недостаточно осознанно и чаще всего по вынужденным обстоятельствам, а период студенчества становится определенным мораторием, когда индивид только начинает серьезно задумываться о своем профессиональном будущем. Пашкевич А.В. говорит о том, что ведущей тенденцией у современных студентов является только получение диплома о высшем образовании. И, следовательно, у них нет мотивации для работы по выбранной специальности.

                                       


Что же с этим сделать?

   Выбор профессии является для подростка некоторой кризисной ситуацией, от разрешения которой зависит его дальнейшее будущее. И потому в профориентационной работе необходима еще и некоторая терапевтическая составляющая, которая позволила бы через выбор профессии приобрести опыт позитивной самоактуализации и в определенной степени личностного развития. По сути профессия должна стать для подростка некоторым ресурсным ощущением, которое расширило бы возможности личности, дало бы почву для продуктивной социализации и преодоления возможных трудностей. То есть разрешение проблемы профессионального самоопределения, может в целом стать хорошим примером работы с кризисными ситуациями для подростка. Поэтому можно сказать, что работа по взращиванию и развитию личности подростка, является основополагающим принципом в сопровождении профессионального самоопределения школьников. Отсюда и возникла идея включения концепции переживания в модель профориентации.

                                               

   Переживание это именно тот механизм, который может помогать субъекту преодолевать кризисные ситуации. Наиболее подробное описание данного явления предложил в своих работах Василюк Е.Ф. Под этим термином он понимает особую деятельность по перестройке психологического мира, направленную на установление смыслового соответствия между бытием и сознанием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни. Уровень переживания здесь выступает как некоторый процесс функци­онирования сознания, при котором внутренний наблюдатель как бы плывет по течению, и это поток непосредст­венных переживаний, где личность не производит активных усилий.

    Главной целью переживания является достижение целостности и непротиворечивости внутреннего мира, интеграции Я. Проблемные ситуации, с которыми помогает справляться переживание, можно определить, как ситуации, в которых субъект сталкивается с невозможностью реализовать «внутренние необходимости своей жизни» (стремления, ценности, мотивы и др.). Соответственно профессиональное самоопределение могло бы стать для подростка примером переживания опыта проблемной ситуации и преодоления ее. 

 

Как можно "переживать" профессию? 

   Один из методов работы с подобным опытом переживания был предложен Питером Левиным. Он получил название системы SIBAM, по первым буквам элементов, составляющих этот опыт: телесное ощущение (sensation), образ (image), поведение (behavior), аффект (affect), смысл (meaning). SIBAM – это способ установления контакта с окружающей средой, организации опыта, а также некоторая форма реакций индивида на происходящее. В нормальном состоянии между данными элементами опыта существуют гибкие взаимосвязи. В условиях кризисного состояния или особой проблемной ситуации взаимосвязи между различными частями опыта могут меняться, создавая сверхсцепленные (чрезмерная связь между двумя и более элементами системы) и слабо сцепленные симптомы (диссоциация или исключение одного из элементов системы). Цель данного метода состоит в том, чтобы восстановить гибкое целостное взаимодействие элементов системы посредством проработки проблемной ситуации телесно переживаемыми смыслами и чувствами. При чем порядок проработки элементов не важен, но смысловой компонент (M – meaning) должен быть завершающим, выполняя интегрирующую функцию всего процесса. Данный метод работы с целостным переживанием способствует восстановлению естественной способности личности к саморегуляции, которая необходима для разрешения кризисной ситуации.

   Систему SIBAM, как метод переживания можно использовать и в профориентационной работе, это позволило бы подростку выйти за пределы привычного стереотипа поведения, расширить ресурсы личности и превратить свои внутренние процессы в предмет практического преобразования. 

                                       

   Преимущество данного метода в том, что он достаточно экологичен и не работает с кризисной ситуацией напрямую, позволяя обходить возможные сопротивления со стороны подростка. Но при этом является глубинным подходом, позволяющим проработать все уровни личности. Для этого можно использовать достаточно широкий спектр различных психотерапевтических техник, связанных с образом будущего из области телесно-ориентированной психотерапии, арт-терапии, психодрамы и пр. Здесь уже простор для творчества каждого отдельного психолога. 


Тренинг профориентации для подростков в Москве и Подольске: 

https://www.psyoffice.ru/trainings/professional/



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Позиции родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • План работы психолога в кризисной ситуации
  • Выбор профессии для подростка
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • Мой выбор профессии и зарождение моего метода работы
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • "Сложные личные и проф. ситуации как активизирующие акм. потенциал личности"; Е.В. Гришунина
  • Этапы успешного преодоления проблемной ситуации
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Изменение личности "компьютерного" подростка
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • «Ты — Всего Лишь Марионетка»Как наша зависимость влияет на выбор профессии
  • Что значит переживать? Особенности терапевтической работы по восстановлению переживания
  • Какой ресурс в жизни является главным?
  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Можно/нельзя. Выбор между безопасностью и свободой для самых маленьких.
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации насилия (абьюза) в семье?
  • Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личности
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Можно ли перехвалить подростка?
  • Можно ли влиять на подростка?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь