|
Откуда берутся страхи, фобии и панические атакиАвтор статьи: Александр Евгеньевич Мусихин
Психологи считают, что страх – это не какая-то гадость, которая в нас встроена, а полезный адаптационный механизм, помогающий выживать. Как он помогает? Он предупреждает нас об опасности. Это если мы правильно им пользуемся. А если мы им пользоваться не умеем, то тот же самый страх становится мучительным и приносит нам неприятности. Из этого следует несколько важных моментов:
Психологи делят страхи на рациональные (полезные, хотя и неприятные) и иррациональные (бесполезные и мучительные). У рационального страха всегда есть конкретная и абсолютно реальная опасность. Это может быть угроза жизни, здоровью, социальному статусу или финансовому благосостоянию. Ключевое то, что угроза реальна.
Рациональный страх – это наш союзник, который сигнализирует нам о том, насколько далеко мы можем перегибаться через перила. При иррациональном страхе угроза надумана или ее нет вообще. Но чувство страха есть и чувство это вполне реальное. Бывает, что такого человека называют симулянтом. Это от того, что люди не понимают, как можно чувствовать страх, когда нет никакой реальной угрозы. Поэтому повторю: угрозы нет, угроза нереальна, но страх есть, вполне реальный сильный страх. Сюда относятся все фобии, панические атаки и др.
Иррациональный страх никак нам не помогает. Он сигнализирует об опасности, которой нет. Такой страх – это ложная тревога. Обычно при иррациональном страхе головой человек понимает, что никакой опасности нет, но страх от такого понимания никуда не уходит. И тогда возникает вопрос: откуда же тогда берутся иррациональные страхи? Иррациональный страх берется из рационального. Как это происходит? 1. На первом этапе человек чувствует обычный рациональный страх, но подавляет его, например, так:
и другими способами объясняет себе, что страха (как будто бы) нет. 2. Подавленный страх уходит в бессознательное. То есть страх как чувство остается, а понимание, по какому поводу страх – теряется, потому что человек старательно пытается этот страх забыть. 3. Существующему страху бессознательное ищет и придумывает ложный повод, чего бы побояться. Иррациональный страх готов. Тут, пожалуй, нужно привести примеры. Пример 1. Женщина, 34 года, страх ядовитых пауков. Понимает, что в нашем регионе ядовитые пауки не водятся. Однако от этого страх никуда не исчезает. Живет с мамой. Мама полностью контролирует ее жизнь, начиная от того, что ей надеть, и заканчивая отношениями с мужчинами. Настоящие страхи очевидны: это страх перед мамой и страх самостоятельности. Другими словами, ей не хватает смелости жить по-своему, не слушаясь маму. Бессознательная логика такая: лучше я буду бояться ядовитых пауков, потому что у нас они не водятся и бояться их не так страшно, как бояться маму, грозную и всемогущую, которая рядом и может наказать. Символически эти страхи связаны: «мама как паук сплела вокруг меня сеть и мне уже не выбраться». Пример 2. Мужчина, 25 лет, страх высоты. Страх настолько сильный, что он боится даже встать на табуретку. В процессе консультации мы выяснили, что ему трудно вступать в контакт с людьми, что он панически боится неодобрения, низкой оценки, «что подумают люди». Настоящий страх – страх ошибки, оценки. Другими словами – страх оказаться не на высоте. Бессознательная логика: лучше я буду бояться высоты, это не так страшно, как бояться осуждения. Символическая связь: боюсь падения = боюсь падения в глазах окружающих. Пример 3. Мальчик, 5 лет. Внезапно начались страхи на совершенно разные темы, особенно новых вещей или людей и ночные кошмары. Во время разговора с родителями выяснили, что несколько недель назад умерла бабушка. Ребенку об этом не рассказывают, потому что «берегут психику». На похоронах ребенок не присутствовал, хотя бабушку знал и общался с ней довольно часто. То есть для ребенка бабушка просто пропала. Разговоры о ней родители не поддерживают. Настоящий страх: случилось что-то страшное, что родители скрывают, что-то такое, от чего мама плачет, но про что нельзя даже говорить. Бессознательная логика: я не знаю, что именно страшное случилось и чего нужно бояться, поэтому на всякий случай буду бояться всего, особенно всего нового, вдруг оно опасное. То есть иррациональный страх – это поверхностный симптом, а его причина всегда лежит чуть глубже. За каждым иррациональным страхом обязательно стоит настоящий страх, рациональный, и соответствующая этому реальная опасность, но этого человек уже не помнит. В терапии мы идем в обратном направлении: 1. Терапевт помогает человеку понять, что его страх иррациональный. Что та угроза, которую он себе придумал, нереалистична. Обычно клиент и сам это осознаёт. 2. Выясняем, какой настоящий страх стоит за иррациональным. Для этого его нужно вспомнить, понять чего на самом деле боится клиент. Вот этот этап без психолога пройти сложно:
4. Работаем с настоящим страхом, а значит, с настоящей опасностью. Что можно сделать, чтобы избавиться от опасности? Какие меры принять? Как себя защитить? Что сделать, чтобы страх был переносимым? В примере 1. 2 страха – 2 сигнала:
В терапии клиентка училась самостоятельности. Училась слушать в первую очередь себя и строить свою жизнь по-своему, даже если мама недовольна. Осознавала, что в 34 года она уже независима и ее уже невозможно наказать. Как только она смогла противостоять маминому давлению, страх пауков прошел (как будто бы) сам собой. В примере 2. Опасность, о которой предупреждает страх – «будь на высоте, иначе о тебе будут плохо думать и плохо относиться». Клиент учился первостепенное значение придавать собственной оценке себя, переносить недовольство окружающих, сохраняя себя в хорошем состоянии. Учился спокойно признавать свои ошибки и недостатки, не уходя в самобичевание. Учился переносить разное отношение людей. Когда он смог чувствовать себя хорошим и достойным вне зависимости от конкретных достижений, страх высоты прошел (как будто бы) сам по себе. В примере 3. Ребенку рассказали про смерть бабушки и про смерть вообще. Что такое смерть, когда происходит и что означает. Объяснили, что делают с телом после смерти. Свозили на кладбище – кошмары прошли в тот же день. Ребенок две-три недели задавал много вопросов на эту тему. Родители терпеливо объясняли. Конечно, это не самые приятные разговоры с пятилетним ребенком, но родителей сильно поддерживало то, что симптомы мгновенно улетучились. Во всех этих историях есть одни и те же закономерности:
В итоге у нас два пути: избегать страха и брать его в союзники, советоваться с ним. Именно для этого он и нужен. Первый путь ведет в никуда. Второй делает страх переносимым, а нас взрослее и сильнее. Взять страх в союзники, посоветоваться с ним для меня означает задать себе несколько вопросов и найти на них ответ:
Трудность в том, что если страх есть, значит, ответа на эти вопросы у человека пока нет. И найти их – это задача непростая, зато творческая и интересная))
Автор: Александр Мусихин Психолог, врач-психотерапевт www.alexandrmusihin.ru
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|