|
Тревога и виды регрессии у подростковАвтор статьи: Наталия Владимировна Ковалёва
Сложность пубертатного периода состоит в выполняемых задачах:
Подробно о задачах каждого периода подросткового возраста можно прочитать здесь: https://www.psyoffice.ru/article/57433/ З. Фрейд выделил следующие виды тревоги, на которые мы так же опираемся при работе с подростками: − страх потери объекта (биологическое отделение от матери, тревога аннигиляции, страх быть оставленным один на один со своими потребностями); − страх потери любви объекта (страх быть отвергнутым, страх быть плохим); − страх кастрации (страх потери пениса или страх быть подчинённым у мальчиков; страхи перед монстрами); − моральная тревога, подростковые страхи (страх перед наказующим Супер-Эго и одновременная провокация и поиск наказания). А. Фрейд добавила ещё два вида тревог: − страх собственного мазохизма (страх высоты и др.); − страх пред интенсивностью собственных влечений (удовольствие от опасности, отключение от интенсивной агрессии). Младенческий этап это наиболее интенсивные тревоги, и подросток, который сталкивается с проблемой своего существования (Как быть? Как развиваться дальше? Как отделиться от мамы и папы? Как стать самостоятельным? Как избавиться от влияния родителей?) регрессирует в первые пять лет жизни. А это значит, что у него реактивируются все конфликты первых пяти лет жизни и происходит регрессия на ранние стадии развития. Регресс на этап младенчества − уретральная агрессия, выражаемая в подростковом энурезе, связана и с аутоагрессией, и направленной на внешний мир (на первичные объекты). В своём поведении подросток ищет риски и ситуации, которые пугают его, но это даёт ему пережить ощущения чего-то, что полностью отлично от него, чего-то совершенно не знакомого. В статье «Жуткое» Фрейд описывал, что в поисках незнакомого, что вызывает страх, появляется возможность найти что-то очень близкое, очень знакомое, например, инцестуозное желание. Регрессия на оральную стадию будет выражаться в потребности ругаться, нецензурно браниться (это и появление уретральной фазы, наполнение анальной эротикой, где слиты орально-анальные регрессии), аутоагрессия (порезы, травмы, нанесение себе телесных повреждений), алкоголизм, курение, употребление наркотиков. Регрессия на анальную фазу выражается в поведенческой агрессии, драки, месть, преследование, кражи. Если подросток фиксирован на прегенитальном этапе, на фазе репршман, то это реактивируется в подростковом возрасте в потребности слияния и потребности разъединиться. Это период, который по «Концепции сепарации-индивидуации» М. Малер воедино сходятся все тревоги детства, всех фаз развития. М. Малер назвала это периодом вихревой ванны детства. Регрессия на эдипальную стадию выражается в психическом гомосексуализме, и нарциссизме, появлением страхов, идентификация с более значимой фигурой, вступлением в различные группировки, потребности причинять себе боль, с очень серьёзным мазохизмом. В патологических случаях отклоняющегося поведения подросток стремится получить сексуальное и агрессивное удовлетворение в детских формах. И в частности энурез это и получение и сексуального и агрессивного удовлетворения, где слита уретральная агрессия и одновременно удовлетворение сексуальное. Причина регрессии в том, что либидо в подростковом возрасте, в силу интенсивных гормональных перестроек, которые происходят, биологического фактора, который присутствует в необузданности агрессивных и либидинозных влечений обладает способностью при каком-нибудь стрессовом факторе легко с 15-летнего возраста вернуться бессознательно в младенческий. На сознательном уровне подросток не чувствует себя младенцем. Подростковый возраст называется периодом хаоса, когда не проработаны чувства потери, чувства ощущения себя, и по мере реструктуризации, проработки траура по отказу от первичных фигур, отказу от своего детства, отказу от идентификации с родителями, идёт переход от шизопараноидности к депрессивной позиции. Если подросток испытывал в детстве сильные дефициты, недостаточность, фрустрации в отношении с первичными объектами, Эго с большими нарциссическими дефицитами, то это выражается в нарушениях, показанных на рисунке: − подросток регрессирует на полное отсутствие способности к вербализации, что выражается в неумении говорить о себе, либо ругается, либо ограничиваются минимумом слов: «Да», «Нет», «Не знаю», «Всё нормально», «Как у всех» и др. От такого подростка можно не дождаться никаких связанных рассказах о своей истории; − наблюдаются нарушения ментализации (способности мыслить о том что происходит). Говорить, рассуждать рационально в своём психотическом регрессе, который происходит в этот момент он не может; − нет символизации; У подростков наблюдается символический дефицит. Например, прочитывая стихотворение у подростка не возникает внутренний образ прочитанного, он не может внутренним взором представить себе картинку. Мир воспринимется буквальным. Дефицит символизации компенсируется телесными ощущениями и переходом к действию. Желание получить телесные ощущения, переход к действиям относится не только к спектру символического дефицита, а относится и к тому, что подросток переживает очень сложную двоякую ситуацию: зависимость от окружения, в то же время ему нужно противопоставить себя зависимости для того, чтобы стать отдельным, автономным. − есть склонность к отреагированию через действие. Это является ведущим для подростков. Нарушения можно связать со следующими категориями проблем: − нарушение взаимоотношений в структуре семьи; − общество потребления и немедленной реализации желаний; − дефицит чувственного уровня. Символическая нищета напрямую связана с теми изменениями, которые происходят в обществе, как изменяется отношение к природе, людям, общечеловеческим ценностям и религии. У современных взрослых, которых можно сравнить, в какой-то степени, с подростками, нет внутреннего представлений об ограничениях, которые не ставят себе внутренние барьеры, при этом они ищут ту авторитетную фигуру, которая будет ограничивать. Психоаналитик не может сразу найти способ решения болезни, он может размышлять над тем, что происходит с подростком, задача состоит в том, чтобы поддержать аналитический способ мышления у подростка и находить способы помощи.
Подробно о задачах каждого периода подросткового возраста можно прочитать здесь: https://www.psyoffice.ru/article/57433/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|