Созависимость и отрицание.

Созависимость и отрицание

Продолжаю свою подборку статей о созависимости. Сегодня я хочу обсудить тему: Созависимость и отрицание.

Многие из Вас наверняка слышали о такой психологической защите, как отрицание. Она используется в тот момент, когда необходимо избежать что-то неприятное. А неприятными могут быть чувства, предубеждения, страх быть отвергнутым, брошенным или страх физического насилия…  Именно отрицание помогает  не видеть действительность такой, какая она есть и помогает избежать собственных переживаний по этому поводу.

Обладая защитой в виде отрицания, маленькие дети выживают в ситуациях насилия, брошенности, пренебрежения, что нередко случается в химически зависимых семьях, но не только в них.

Именно эта защита способна уменьшить или совсем игнорировать страх и боль и ее цель – выживание и самозащита.

В созависимых семьях часто не принято или даже запрещается открытое выражение чувств, прямое и честное общение. Негласно существуют правила:

«Не болтай», «не чувствуй», «не доверяй», «не думай»

 

Именно эти правила помогают избегать или отрицать наличие конфликта. Ведь высказанная правда может привести к резким изменениям в семейной системе. И отрицание – лучшее решение для того, чтобы справиться с создавшейся проблемой и сохранить равновесие. При этом неважно, какой ценой.

Если ребенок в такой семье наивно говорит правду, его накажут и рано или поздно он научится сохранять молчание и будет говорить то, что принято в семье и что от него ожидают.  Так постепенно ребенок учится отрицать свой внутренний мир. Он привыкает не принимать во внимание собственные чувства, мысли, потребности, желания. Он может игнорировать или забывать важную информацию и факты.

 

При этом родители обычно верят в то, что делают это для блага ребенка и семьи. Ради такого «блага» порой они прибегают к жестким способам воспитания, таким как наказания, унижения, критику, насмешки и пренебрежение. Ребенок при этом воспринимает родителей всезнающими защитниками и принимает родительские слова за чистую монету, считая, что это хорошо для него и именно этого он достоин.

Грустно от того факта, что подобное поведение имеет свойство передаваться из поколения в поколение. Ребенок, становясь взрослым, подобным образом обращается со своими детьми. Печален так же и тот факт, что родители в таких случаях, обычно действительно пытаются делать все как можно лучше, но они умеют это делать только так.

 

Попытки отрицать свои проблемы приводят к отсутствию честности между родителями и ребенком. Постоянные обманы способствуют тому, что ребенок перестает доверять другим и сам себе. Мир ребенка словно делится на две части – внешний (с большой властью и авторитетом взрослых, к тому же он испытывает потребность и привязанность в нем) и внутренний (со своими чувствами, переживаниями и опытом). Как правило, ребенок выбирает внешний мир, а внутренний мир он начинает отрицать. К тому же это решение вероятнее, поддерживают близкие, сделавшие такой же выбор.

Так самообман вписывается в жизнь человека и проявляется вот в таком вот виде:

  • Попытками свести ситуацию к минимуму:
«Это не имеет значения».
  • Попытками не видеть происходящего:
«Нет, этого не может быть» .
  • Попытками скрывать свои чувства и переживания:
«Мне на самом деле безразлично».
  • Попытками подавить свои чувства и переживания (работой, сном, алкоголем, наркотиами, обжорством…)

 

В некоторых семьях (особенно в тех, что присутствуют насилие, химические зависимости, сексуальные злоупотребления) существуют правила, по которым запрещено обсуждать происходящее в доме. Нарушителю этого правила грозят репрессивные меры. Все члены семьи врут и создают видимость «счастливой семьи».

 

Иногда, благодаря отрицанию, члены такой «счастливой семьи» уходят в иллюзию и вспоминают в дальнейшем пережитое в идеализированном виде. Так ребенок, переживший в детстве насилие и жестокое обращение, став взрослым, может считать свое детство идеальным.

Став взрослым, ребенок, который постоянно защищался с помощью отрицания от плохого обращения и пренебрежения, ищет человека, который поможет ощущать себя в безопасности, обеспечит заботой и привязанностью. Он мечтает о том, что в его жизни появится «добрая личность». При появлении в его жизни партнера именно на него будут проецированы все качества «доброй личности». Идеализация партнера и вера в то, что все мечты рядом с ним исполнятся, не дают вспоминать о прошлых чувствах и переживаниях. Даже если партнер далек от идеала и даже очень далек (вплоть до физического насилия в отношениях) долгие годы может сохраняться его идеализация, а реальность отрицаться. Так «незаметно» муж может спиться, не приходить ночевать и бить свою супругу.

 

Что Вы можете сделать для преодоления отрицания?

Важно не винить себя в том, что принимаете участие в передаче моделей поведения, основанных на отрицании, из поколения в поколение. Вы наверняка внедряли их в жизнь с благими намерениями. Но сейчас Вы можете исправить ситуацию.

 

  • Будьте внимательны к своим чувствам, переживаниям, мыслям, желаниям и потребностям.
  • Будьте внимательны к чувствам, мыслям и переживаниям, желаниям и потребностям близких людей.
  • Опираясь на свои чувства, переживания, мысли, желания и потребности сами определяйте, как Вам действовать.
  • Попытайтесь распознать свои «мечты» и сверить их с реальностью.
  • Спросите у Вашего партнера о его мечте, сравните со своей. Поищите совместные интересы и создайте общую мечту.
  • Учитесь слушать своего партнера (других людей). При разговоре с партнером время от времени останавливайте его и подводите итог сказанному: 
    «Ты по-моему сказал, что…»
  • Осознайте наличие или отсутствие у Вас эмоциональной зависимости (от человека), химического вещества, определенной деятельности. Задайте себе вопрос: Сможете ли Вы прожить без объекта зависимости в течение недели без дискомфорта?
  • Заведите дневник, в котором Вы сможете ежедневно записывать свои чувства, переживания, мысли и мечты. Их связь с взаимоотношениями с людьми.
  • Научитесь прислушиваться к своему телу и замечайте в ответ на что появляются сигналы тела: например головная боль… Обратите внимание на то, как реагирует Ваше тело на сказанную ложь.
  • Обратитесь за помощью к психотерапевту. Это поможет Вам постепенно воссоздать картину реальности, прожить переживания, с которыми Вы столкнулись в детстве. Узнать о дисфункциональных моделях своего поведения и изменить их. Проанализировать связь прошлых и настоящих отношений.

 

Прочитайте в подборке и другие статьи о созависимости: https://www.psyoffice.ru/selected/178/  и
подпишитесь к следующим: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/

 



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Может ли ребенок заменить партнера?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Это не со мной! Не может быть! Отрицание - слепота.
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • 5 стадий переживания потери: 1. Отрицание
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Выход из Любовной Зависимости. Учимся понимать и проявлять свои чувства
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Нужно ли мне слушать свои чувства? Или же я не могу разрешать себе их проживать?
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Чтобы изменить свою жизнь, измените свои мысли!
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Опираясь на свои чувства
  • Ребенок не может ни с кем сдружиться. Что делать?
  • Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Утешайте внутреннего ребенка и признавайте свои переживания.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь