Поддержка против похвалы.

Вы хвалите или поддерживаете своих детей?

Я здесь не буду рассматривать вариант «ругать» и «наказывать», это отдельная тема.

За консультацией ко мне часто обращаются родители по поводу поведения своего ребенка и у каждого из них я спрашиваю – в чем отличие похвалы и поддержки? Только 10 % родителей могут внятно объяснить в чем принципиальная разница.

 Родители больше знакомы с похвалой.  «Ты молодец, закончил четверть со всеми пятерками, ты гений, сумел-таки справиться со всеми предметами».

Приятно ли это ребенку? – Да.

 Но обратите внимание, что хвалит здесь родитель с позиции превосходства. Родитель знает, что это тяжело – закончить четверть со всеми пятерками и говорит ребенку, что он молодец. В этом случае он над ним. Он-то знает это и оценивает (позиция сверху), а ребенок не знает и прислушивается к словам родителя.

И когда мы начинаем хвалить детей, то мы постоянно действуем таким образом. Мы приучаем ребенка, что он работает за похвалу. Когда ребенок подрастает, он продолжает работать за похвалу.

В конце 80-х– начале 90-х люди по шесть месяцев ходили на работу, не получая зарплату, а некоторые еще даже приплачивали, чтобы ходить на работу. Звучит, как нонсенс, но тем не менее, многие из них работали не потому, что они не знали, куда пойти, а потому, что их там хвалили. И они себя хвалили: «Я стабильный человек, я хожу на работу. Я правильный человек».

А вот поддержка учит человека опираться на самого себя, и поддержка делает человека сильнее.

Как мы можем поддержать человека?

Мы описываем собственные эмоции по поводу его успеха.

– Слушай, как мне нравится наблюдать, как ты рисуешь.

Я не говорю, что ты хорошо нарисовал.

Если он хорошо нарисовал, то как можно поддержать?

– Ух! У меня от этой картины аж на душе тепло стало.

Поддержка против похвалы

Это не значит, что «ты – молодец, нарисовал душещипательную и душегреющую картину» – у меня от этой картины стало тепло на душе.

И если мы общаемся с дитем и хотим, чтобы оно само научилось себя поддерживать, тогда начинаем задавать наводящие вопросы, используя коучинг:

Что тебе больше всего нравится самому в том, что ты сделал или в том, как ты сделал? За что ты себя ценишь больше всего в этой задаче? Чем ты в этой задаче гордишься? Что можно улучшить в этой ситуации?  Что ты делал такого, что не делал раньше? Чему новому ты научился, сделав этот рисунок?

 Анализируя свои действия, таким образом, маленький человечек начинает понимать, что оказывается, надо гордиться тем, что ты делаешь. У него появляются критерии гордости.  Не путать с гордыней! Он начинает себе ценить и уважать за минимальные успехи.

Ему становится интересно пробовать что-то новое каждый раз, развивается любознательность. И у него появляются критерии новизны. Ребенок учится оценивать самого себя.

 Таким образом, мы создаем в ребенке тенденцию улучшать всегда то, что он делает, направляем его на то, чтобы он становился все лучше и лучше, эффективнее и эффективнее в своих делах. И делать это он будет не для того, чтобы получить похвалу от кого-то значимого в его жизни, а теперь он будет сам оценивать самого себя и улучшать свои результаты осознанно.

 Порой родители вообще далеки от похвалы, а тем более от поддержки, практикуя лишь контроль и наказания, поэтому на сессиях им тоже приходится этому учиться.

Сессии часто проводятся совместно с родителем и ребенком, где я использую как обучающий материал метафорические карты. Дети обожают играть с этими картинками и в игровой манере очень быстро усваивают новые модели поведения.

Пример из практики:

Задание для ребенка (10 лет) найти в открытую карту, которая описывает его недавнее достижение.

Он из открытых карт выбирает эту:

 

 Описывает её так: «Я помог девочке донести её тяжелый портфель».

Задача родителя дать 2 реакции – похвалу и поддержку.

Похвала: «Ты молодец, ты крут, ты правильно поступил»

(интонация голоса неосознанно изменилась и тонах чувствовалось явное превосходство, родитель при этом даже расправил плечи и поднял голову, что не осталось незамеченным))

 2 Реакция – поддержка: «Я рада, что у меня растет такой помощник, мне это очень приятно».

Я спросил ребенка, что ему понравилось больше?

Как вы думаете, что он ответил?

Он сказал, что его мама стала какой-то другой (когда поддерживала) и более радостной, он почувствовал к ней тепло и сказал: «говори мне это чаще».





Просмотров: 348
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Лучше меня самого меня никто не знает! (случай из практики)
  • Как найти себя в этой жизни?
  • Делай всё в этой жизни для себя.
  • В результате возрастных кризисов кто-то на себя опирается, а кто-то в этой жизни теряется
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как правильно держать фокус на деньгах, чтобы их стало больше
  • А если я не молодец! или как хвалить детей
  • С возрастом появляются всё больше черных полос, которые начинает всё сильнее оттенять белые тапочки
  • Лучшая похвала: зачем хвалить самого себя
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Поддержка или критика? 4 способа поддержать ребенка.
  • Никто меня не знает так как я себя не знаю
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как правильно хвалить ребенка или Почему не стоит говорить "Молодец"?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Как сделать так, чтобы мужчина начал больше вас уважать и ценить
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?
  • «Сравнение и сопоставление себя с другими - больше в этом беспокойства или мотивации?»
  • Муж сказал, что не любит меня больше. Что делать?
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Не бойтесь потерять, лучше вспомните себя таким, каким вас полюбили!
  • Как человек отказывается от самого себя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь