Откуда у тренера усталость?

Периодически я слышу от своих коллег (настоящих или будущих), что они устают в процессе ведения тренинга. Поговорим о том, почему у некоторых ведущих тренинги отнимают много сил.

Никто не говорит о том, что работа тренера — сплошное удовольствие, хотя иногда это так и выглядит. Но это и не труд в шахте. Поэтому причин, по которым мы чувствуем себя измотанными — несколько.

Причина первая. Профнепригодная

Проявляется она почти сразу. Работа тренера предполагает работу с людьми. А работа с людьми — экстравертивный склад — обращённость к объектам внешнего мира. Можно читать лекции, будучи интровертом, но тренинги — это обязательная коммуникация. Поэтому, если вы устаёте от людей, то вы устанете, ведя тренинг. Знаю тренеров, которые со временем перешли от ведения групп к индивидуальному консультированию и чувствуют себя на месте.

Поэтому, если вы чувствуете, что большое количество людей не вдохновляет вас, а скорее, утомляет, есть смысл поменять сферу деятельности. Можно стать консультантом, индивидуальным наставником, коучем, писать статьи или учебные материалы, возможно — читать лекции.

Причина вторая. Перегрев

Это ситуация профессионального выгорания, которое у тренеров корпоративных встречается довольно часто. Есть мнение, что выгорание происходит на третий год активной работы. В этом случае есть смысл сменить или расширить область тренингов, возможно — отдохнуть несколько месяцев, либо снизить нагрузки.

Причина третья. Неправильная техника

Почему мы остаёмся без сил? Потому, что где-то их потратили. Организм человека довольно вынослив и терпелив, и позволяет тратить свои ресурсы, но чувство усталости остается.

Правильная техника помогает выполнить задачу наиболее эффективно — максимум результата при минимальных затратах.

Техника важна в спорте. Вы можете на любительском уровне играть в теннис с неправильной техникой, но как только вы усилите нагрузку — травма неизбежна. Можно выполнять упражнения на силе воли, вопреки законам физики, но сколько же сил вы потратите и как мало в результате получите.

Те, кто занимается йогой, знает, что сложные со стороны асаны (позы) оказываются довольно простыми в исполнении, если выполнять их правильно, распределив силы и приоритеты.

Где может проявиться неправильная техника?

Усталость голоса

Тренинги, идут часто до 8 часов, и в конце второго рабочего дня тренер может попросту потерять голос или охрипнуть.

От чего это происходит? Первая техническая ошибка при планировании тренинга — большое количество лекционного материала.

Тренинг на то и тренинг, чтобы участники отрабатывали свои умения. Считается, что лекция должна длиться около 20 минут, это то время, когда материал может эффективно восприниматься участниками.

Если ваша лекция гораздо длиннее, есть смысл разделить её на части и давать упражнения на отработку, кейсы или задачи на обсуждение, давать разминки, во время которых вы можете отдохнуть.

Вторая техническая ошибка — вам приходится повышать голос. Большая группа, много желающих высказаться. Они высказываются — вы стараетесь их перекричать. Это ошибка формата. Очень важно не вестись за группой, а вовремя себя остановить. Вы чувствуете, что приходится повышать голос?

Вспомните или введите правило поднятой руки. Кто-то продолжает разговаривать друг с другом? Остановитесь, замолчите, подождите, пока вас заметят. Возможно также, что вы пытаетесь перекричать участников во время "громких" стадий групповой динамики, давать комментарии, когда участники в споре или в работе. Всё это отнимает силы.

Третья техническая ошибка — вы неправильно говорите — неправильно используете свой голос как инструмент.

У меня был период, когда я уставала после тренингов, где приходилось много говорить. Консультант по постановке голоса (она ставила голос актёрам) рассказала, что мой "выступательный" голос на тон выше "разговорного". Это помогло мне вовремя переходить на нужную тональность, и сейчас проблемы с усталостью нет.

Эмоциональная усталость

Она возникает, если вы расходуете свои эмоции, растрачивая себя в спорах, борьбе и переживаниях.

Борьба со "сложными участниками", которая может просто перевернуть весь ход тренинга. Кажется, что от "сложных участников" спасения нет, но на самом деле часть проблем можно предотвратить, грамотно построив тренинг. Вовремя задать правила, выбрать правильную тренерскую роль для конкретной группы и темы, а также следить за групповой динамикой.

Например, сложное упражнение, которое вызвало много споров у участников, отказа выполнять его, возмущения — прекрасно прошло бы при нужной подготовке группы или на другой стадии групповой динамики, и вам бы не пришлось тратить силы.

Либо, вы совершенно истощили силы, что-то пытаясь "вдолбить в головы" ваших участников, да и у них не было сил это воспринимать. Скорее всего, здесь было неправильное построение тренинга, нарушены групповые процессы, недостаточно энергии группы и вы отдали свою. И вы чувствовали, что тащили на себе группу, как шахтёр — тележку с углем.

Всё это не о том, что тренеру нужно экономить свою энергию, питаясь энергией группы. Хотя безусловно, энергия группы это то, на чём построен тренинг. Просто важно, куда вы вкладываетесь своими ресурсами. Лучше, если это будут не споры и борьба, а поддержка и мотивация ваших участников.

Усталость физическая

Для тренера важно быть физически здоровым, но основная наша работа — интеллектуальная и эмоциональная. Физический дискомфорт не позволяет сосредоточиться на процессе тренинга, поэтому его лучше предотвратить.

Если первую и заключительную части тренинга лучше вести стоя перед группой, то в середине нужно иметь возможность отдыхать. Мне очень помогает йога. Она учит, напрягаясь и сосредотачиваясь в одном, расслабляться и отдыхать в другом. Находиться в постоянном напряжении — неэффективно.

Успехов вам в тренерском деле!





Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Стирание личной истории или Ошибка участников программы "Давай поженимся"
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Техника для тех, кому "не по себе" после тренинга, расстановки, консультации
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Почему моя жизнь не меняется? Хотя я читаю книги, прохожу тренинги и много развиваюсь?"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему я "взрываюсь" практически на пустом месте? Усталость, раздражение. Где взять силы?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Сказки для взрослых" - групповой тренинг и первое знакомство с психологом.
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 1. Валерий Кузаков.
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 2. Нино Чеснер.
  • "Экономить нельзя тратить". Где запятая, если речь идет о детях?
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 3. Алсу и Микелла. Психологические мотивы
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Работа с МАК. Техника "Познай себя".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь