|
5) Кризис 7 летАвтор статьи: Янкович Татьяна Мечиславовна
Кризис семи лет связан с осознанием себя в мире общественных отношений, т.е. со становлением социального «Я».
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Ребенок стремится занять новое, «взрослое» положение в жизни и выполнять важную работу.
Кризис семи лет обусловлен также появлением нового, центрального для личности, системного образования, которое получило в психологии название "внутренней позиции школьника", которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Однако в старшем дошкольном возрасте детей модно разделить на две группы: 1 – уже готовы по внутренним предпосылкам осваивать учебную деятельность и стать школьниками (из кризиса, если идут в школу); 2 – остаются на уровне игровой деятельности (не форсировать начало учебной деятельности; если идут в школу – в кризис).
Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка. Однако есть определенная симптоматика кризиса. Это манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение, вертлявость, паясничанье. В основе этих симптомов лежит самая существенная черта кризиса семи лет - начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний. Можно выделить несколько важных особенностей переживаний детей в этот период: - осмысление собственных переживаний. Переживания приобретают смысл, то есть ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", и у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; - возникает обобщение переживаний. Так, если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, то она осмысливается ребенком и на этой основе формируется отношение к себе, своим успехам и своему положению. В это время происходит утрата детской непосредственности, вклинивается интеллектуальный момент между переживанием и поступком, в отличие от непосредственного действия ребенка дошкольного возраста. Обобщение переживаний - особый момент в развитии. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, на него влияет представление о собственных возможностях.
Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|