Детский кризис семи лет или "Я взрослый!?"

 

Сегодня следующий период – кризис семи лет. В его основе заложено изменение социального статуса ребёнка и ощущения, связанные с ним. В 20 веке в возрастной психологии данный период приходился на 7-8 лет, когда малыш шёл в первый класс. В настоящее время изменилось отношение общества и родителей к подготовке в школу, созданы всевозможные интеллектуальные кружки, работают центры развития и предшкольные классы. Поэтому дети стали «как бы раньше взрослеть», кризис стал «молодеть» и часто наблюдается уже к 6 годам. Родители часто, обращаясь к сыну или дочери говорят: «Ты скоро пойдёшь в школу и станешь взрослым, поэтому ты …», тем самым стимулируют и убыстряют процесс изменения личностной позиции своего ребёнка. Так формируется желание ребёнка самоутвердиться в общении с окружающими, ведь он уже взрослый. Но мы понимаем, что это далеко не так - у него нет жизненного опыта, самостоятельности и ответственности, чтобы решать проблемы и выбирать свой путь единолично. В этом и кроется противоречие между: «Я - взрослый!» и «Я - взрослый?».

И это серьёзно, как и то, что ребёнок ощущает не только свои физические изменения, но и психические.  Однако нужно отметить, это закономерный процесс нормальной психической адаптации чада к меняющимся условиям его жизни и обходить его стороной нельзя. Нужно правильно относиться к нему и помогать ребёнку его преодолеть, несмотря на то, что бывает очень трудно.

 

Рассмотрим основные признаки поведения детей в кризисе 7 лет:

  1. Возраст ребенка 6-7 или 7-8 лет (зависит от особенностей его психики, способностей, здоровья и позиционирования статуса ребёнка родителями).
  2. В его поведении можно отметить такие характеристики, как: раздражительность и вспыльчивость, быстрая утомляемость и рассеянность, замкнутость и робость или, наоборот, агрессия и провоцирование конфликтов.
  3. Проявляется негативизм, т.е. желание сделать всё наоборот тому, что ему говорят родители, даже, если он согласен с их точкой зрения. Случается практически повсеместно, поговорить с ребёнком по душам становится невозможно.
  4. Обесценивание людей и предметов происходит обдуманно и умышленно: ломает любимую игрушку, хамит и дерзит грубыми или запрещёнными в обществе словами, может вредничать в отместку на жестокое отношение к нему, как бы назло. Причина - формирование новых идеалов.
  5. Ребёнок всячески хочет самоутвердиться перед родителями и постоянно от них чего-то требует. В принципе ему неважно обладать этим предметом или вещью, главное - показать кто он, кто родители, а кто в доме настоящий хозяин. Конечно же, ОН! В основе такого поведения заложено упрямство.
  6. Слёзы, протесты и истерики возникают в связи с появлением строптивости: нежелание рано утром вставать, идти в детский сад или в школу, кушать, выполнять поручения родителей и делать домашнее задание, прибираться в своей комнате. Ссоры в семье и в школе становятся обыденным делом. Это происходит от того, что ребенок испытывает внутренний конфликт по адаптации к социуму. Его не устраивает абсолютно всё, особенно то, что происходит в семье.
  7. Хочет делать всё самостоятельно - от принятия решения до преодоления трудностей, не спрашивая мнения родителей. Их желания и требования для него теряют значимость, так как на первое место выступают его личные потребности и желание быть независимым от всех. В этом случае можно говорить о такой черте, как своеволие.

 

Правила общения с ребёнком, испытывающим кризис семилетнего возраста:

  1. Вместо того, чтобы требовать лучше дать больше свободы. При этом с утра нужно обратиться с просьбой о выполнении поручений в течение дня, остальное - на усмотрение ребёнка. Вечером спросить, что удалось сделать, что нет, почему. Дать возможность вначале проанализировать свои поступки самостоятельно. Обратить внимание на том, что не сделал, но что нужно обязательно завершить и для этого правильно спланировать свой день. При этом ограничить количество жестких ограничений и высказываний в отношении ребёнка, оценивать только поступки, не переходя на личность. В этом случае он станет более самостоятельным, и потом сам придет за советом к маме и папе.
  2. Следует дать ребенку возможность иногда поспорить с родителями. Ему необходимо высказать свое мнение, а взрослым, считаться с этим мнением, если оно правильное и имеет какие-то серьёзные детские установки.
  3. В момент начала кризиса семи лет, не нужно отбирать у ребенка игрушки, и сразу же сажать его за тетрадки и учебники. Необходимо делать это постепенно, даже играючи, чтобы переход от развлечений к учебе выглядел как приключение. Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания по окружающему миру и литературному чтению вместе с ребенком, а папа - по математике и русскому. Тем самым, дочь или сын будет чувствовать заинтересованность родителей в его сложной новой деятельности.
  4. Проявить заинтересованность в самостоятельности ребёнка. К примеру, вместе составить список канцелярских товаров и отправиться за ними в магазин тоже вместе. Дать возможность выбрать понравившиеся тетради, ручки, карандаши и т. д. Если его выбор отличается от Вашего, то нужно спокойно обосновать свою точку зрения, а после этого вновь посмотреть на предметы и выбрать не только красивый, но и качественный, удобный.
  5. В начале предшкольного класса и в первом триместре/четверти не нужно заставлять ребенка соблюдать режим дня. Не хочет — не надо. Маме следует поинтересоваться о том, сколько времени нужно чаду, чтобы справиться со всеми своими заданиями. Пускай пытается успевать за отведенное ему время. От этого действия он почувствует себя взрослым. С ребенком нужно общаться на равных, забыть о том, что он — малыш. Именно тогда чадо будет принимать решения, за которые надо нести ответственность, а не перекладывать всю вину на родителей.
  6. От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказочных мультфильмов. Причем желательно брать во внимание мультики с глубоким смыслом. Таким образом, авторитетом для ребенка будет сказочный персонаж, и дитя поймет, что так нужно делать не только потому, что родители требуют. Ведь так поступает даже его любимый герой.
  7. Если наблюдается низкая мотивация к обучению в школе, то можно порекомендовать периодически рассказывать интересные истории из Вашей школьной жизни, про общение со сверстниками и учителем, мероприятия. Отлично работает совместный просмотр советских художественных фильмов про приключения школьников, после чего следует разобрать поступки героев, их положительные и отрицательные черты, попытаться понять, почему такое произошло с ними, как это можно было избежать. Рекомендую такие фильмы, как: «Три веселые смены» (1977), «Приключения Петрова и Васечкина» (1983), «Гостья из будущего» (1984), «Единица с обманом» (1984), «Дом с приведениями» (1987) или другие Ваши любимые.
  8. Помните, что у детей в возрасте 5-7 лет обострённая реакция на критику. Поэтому нельзя критиковать малыша, смеяться над его рисунком или поделкой, потому что может сформироваться низкая самооценка.
  9. Родителям нужно понять, что сын или дочь – личность, которая не обязана во всем походить на маму или папу, выполнить все цели и несбыточные мечты из их детства, стать тем, кем хотели они, но не смогли. Ведь кризис проявляется в том числе из-за поведения родителей.Детский кризис семи лет или Я взрослый

Желаю Вам успехов в воспитании детей и гармонии в отношениях! Будьте по-своему счастливы!



Просмотров: 509
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Нужно ли ребёнка отдавать в школу, где учителем работает мама или папа?
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Подростковый кризис: всё, что нужно об этом знать
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Что нужно и не нужно делать когда ребёнок плачет.
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы..
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Что нужно сделать, чтобы нехватка денег начала обходить стороной вашу семью
  • Детей не нужно воспитывать, с ними нужно строить отношения.
  • Навык для счастливой жизни (или чему обязательно нужно научить ребёнка)
  • Мужчинам не нужно уметь читать мысли, чтобы понять чего хочет их женщина
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Что нужно делать, чтобы быть счастливым и успешным?
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Как нужно и не нужно говорить с ребенком о смерти близкого человека (примеры диалогов)
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как встретить Новый Год и нужно ли это делать, если он и сам придет.
  • Что не нужно делать, если кто-то вас постоянно обижает
  • Для чего взрослым людям нужно прорабатывать свои детские травмы и их последствия?
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь