Играем в обзывалки

Автор статьи: Алина Алексанянц

"Сейчас моя очередь, урод" – эту фразу я случайно услышала на детской площадке. Думаю, что родители специально не учили своего ребенка именно так обращаться с другими детьми.

Есть понятие – обучающая среда. Например, родители развешивают на стенах алфавит, картинки со словами, ставят глобус и т.д.

Родительская речь или речь ближайшего окружения – часть обучающей среды, то есть ребенок, чаще всего, будет говорить и обращаться к другим так, как это делают родители.

 

Конечно, дети «приносят» слова и фразы с улицы, сада, школы. Будут ли дети использовать их в своем лексиконе, во многом зависит от родительской реакции:

- «Не смей так говорить!», «Ужас! Где ты это услышала?», «Иди и вымой свой грязный рот!» и т.п. - неудачный вариант реагирования. Если дети несут «плохие» слова маме и папе, они не знают, что эти слова «плохие». Встречая подобную реакцию, ребенок на эмоциональном уровне усваивает, что он что – то плохое сказал, дома точно это говорить нельзя, хотя, если честно, не понятно что произошло.

- «… Мы с папой/мамой не используем это слово, хотя его знаем… Оно - …» после «оно…» хорошо бы пояснить (в соответствии с возрастом ребенка) в чем «особенность» слова, какую смысловую или эмоциональную нагрузку оно несет. Тогда у ребенка есть возможность понять «негативность» слова и осмысленно его не использовать или, наоборот, использовать.

Важный момент – возраст ребенка. Трехлетке вполне достаточно сказать, что это грубое или обидное слово. Пятилетнему ребенку – рассказать о слове больше, особенно, если он интересуется.

            Когда мы слышим детскую грубую речь, обзывалки? Чаще всего в ссорах и в конфликтных ситуациях (исключение, если для ребенка грубость - это естественная форма общения «привитая» родителями). Тогда задача взрослых – научить детей ссориться и решать конфликты без грубости и оскорблений. Как бы мы не учили детей дружить, они будут попадать в ситуации, в которых их желания, возможности не совпадают, конкурируют с желаниями других.

Спор из – за игрушки:

  • Один ребенок забирает игрушку  другого. Тот расстроенный стоит и говорит: " Отдай, это моя игрушка...... ты....ты.... дурак" – выражение обиды, злости.
  • Ребенок просит другого ребенка дать ему игрушку поиграть, но - безрезультатно. «Жадина», - говорит он, испытывая разочарование, обиду или злость.

У ребенка возникает необходимость отстаивать/защищать свои интересы, а отсюда нужно: убедить, уговорить, договориться, уступить (поясню примером – «я сейчас уступаю тебе эту игрушку потому, что я очень хочу с тобой поиграть»), принять точку зрения и желание другого.

Как и где ребенок может этому научиться? В своей семье (наблюдение и собственный опыт), из книг и мультфильмов, в специально организованных взрослым кукольных постановках, инсценировках, занятиях.

Несколько слов о том, как можно помочь детям не обижаться, не принимать на свой счет обзывалки.

Пример опять про игрушки:

Если ребенок вынес на улицу для игры мешок игрушек. Делится с другими всеми игрушками, кроме одной, той, что папа вчера подарил и слышит «жадина». Он – не жадина потому, что готов делиться тем, чем может поделиться. А тот, кто это сказал, обижается, сердится.

Дети 5 – 6 лет уже готовы понять, что некоторые слова произносятся "в сердцах" от обиды или злости. Они могут анализировать свою речь и реакции: «Когда я тебе (маме, папе или еще кому – нибудь) говорю «Я никогда больше не буду с тобой играть. Это ведь не так, я просто очень обижаюсь на тебя, и через некоторое время я опять хочу с тобой играть». Это понимание дает возможность ребенку допустить тот факт, что другой тоже может говорить неприятности из-за своих переживаний, а не потому, что так на самом деле думает.

В детской среде есть фраза - " кто обзывается, тот сам так и называется".

Хорошая фраза, и этому есть психологическое обоснование. В психологии есть понятие «проекция». Не вдаваясь в подробности, отмечу важность понимания, как работать с «проекцией» в контексте нашей темы – «не брать себе» то, что тебе «не принадлежит» и, более того, «отдать» обзывалку говорящему.

Опишу идею, которую можно разыграть с ребенком дома вдвоем, а интереснее всей семьей.

Для введения в тему разговора можно использовать кукол. Несколько кукол что – то строят из кубиков, другая кукла, проходя мимо случайно разрушает постройку.

Предлагаем: «Придумайте, как отреагируют и что скажут куклы – строители».

Слушаем варианты, можем добавить свой: «Эй ты, медведь!!»

Предлагаем игру «Обзывалки».

Вспоминаем вместе, что о медведях нам известно: косолапость, неуклюжесть, любитель сладкого, сосет лапу, ловит рыбу лапой (ловкость, выдержка), очень много спит, сильный, любит играть в мяч в цирке и т.д.

Предлагаем подумать, что есть похожего/общего у каждого из нас с медведем. Хорошо бы найти какое- нибудь качество у себя, уверяю Вас – это возможно.

Важно: каждый говорит сам про себя. Взрослый на своем примере показывает, как это будет. Если кто – то никак не может найти общее – можно помочь, но это должны быть хорошие качества.

Затем ведущий взрослый бросает мяч ребенку и говорит: «Ты – медведь».

Ребенок ловит мяч, ударяя мячом об пол или невысоко подкидывая его и говорит:

1 вариант - «Не моё, не моё, не возьму себе её» - и бросает мяч обратно говорящему.

2 вариант – «Моё, моё, заберу себе её» и прижимает мяч к себе, потом отдает говорящему.

Идею этого упражнение про «не моё…» я узнала от своей мурманской коллеги Марины Кузиной.

            Затем ведущий использует другую фразу, например, «ты – морковка» и бросает игрокам.

Каждый игрок, если хочет, становится ведущими в этой игре, подчеркиваем, что это игра.
Ведущий бросает мяч кому – нибудь, произнося фразу «Ты - ….» (окончание придумывает сам). Ловящий мяч сам решает «берёт» он обзывалку или нет. Смена ведущего может быть, например, после 4 бросков.

Таким образом, опосредованно мы ребенку даем знание и опыт того, как они могут реагировать на обзывалки. Будут принимать на себя «жадин, дураков и тупиц» или нет. А проживание и прочувствование фраз «Кто обзывается, тот сам так и называется» и «Не моё – забери себе её» будет им в этом помогать. Более того, это полезно обеим сторонам.

Потому, что «Если я обзываюсь, я сам так и называюсь».

 



Просмотров: 217
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как реагировать, если ребенок говорит негативные слова по отношению к маме.
  • Если ребенок не говорит волшебные слова
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Если ребенок не говорит о своем страхе
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Если ребенок не говорит
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • "Часть тела есть, а слова нет"
  • Что делать, если ребенок не говорит?
  • Если Ваш ребенок плохо говорит
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Если ребенок говорит непристойные словечки
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь