|
Играем в обзывалкиАвтор статьи: Алина Алексанянц
"Сейчас моя очередь, урод" – эту фразу я случайно услышала на детской площадке. Думаю, что родители специально не учили своего ребенка именно так обращаться с другими детьми. Есть понятие – обучающая среда. Например, родители развешивают на стенах алфавит, картинки со словами, ставят глобус и т.д. Родительская речь или речь ближайшего окружения – часть обучающей среды, то есть ребенок, чаще всего, будет говорить и обращаться к другим так, как это делают родители.
Конечно, дети «приносят» слова и фразы с улицы, сада, школы. Будут ли дети использовать их в своем лексиконе, во многом зависит от родительской реакции: - «Не смей так говорить!», «Ужас! Где ты это услышала?», «Иди и вымой свой грязный рот!» и т.п. - неудачный вариант реагирования. Если дети несут «плохие» слова маме и папе, они не знают, что эти слова «плохие». Встречая подобную реакцию, ребенок на эмоциональном уровне усваивает, что он что – то плохое сказал, дома точно это говорить нельзя, хотя, если честно, не понятно что произошло. - «… Мы с папой/мамой не используем это слово, хотя его знаем… Оно - …» после «оно…» хорошо бы пояснить (в соответствии с возрастом ребенка) в чем «особенность» слова, какую смысловую или эмоциональную нагрузку оно несет. Тогда у ребенка есть возможность понять «негативность» слова и осмысленно его не использовать или, наоборот, использовать. Важный момент – возраст ребенка. Трехлетке вполне достаточно сказать, что это грубое или обидное слово. Пятилетнему ребенку – рассказать о слове больше, особенно, если он интересуется. Когда мы слышим детскую грубую речь, обзывалки? Чаще всего в ссорах и в конфликтных ситуациях (исключение, если для ребенка грубость - это естественная форма общения «привитая» родителями). Тогда задача взрослых – научить детей ссориться и решать конфликты без грубости и оскорблений. Как бы мы не учили детей дружить, они будут попадать в ситуации, в которых их желания, возможности не совпадают, конкурируют с желаниями других. Спор из – за игрушки:
У ребенка возникает необходимость отстаивать/защищать свои интересы, а отсюда нужно: убедить, уговорить, договориться, уступить (поясню примером – «я сейчас уступаю тебе эту игрушку потому, что я очень хочу с тобой поиграть»), принять точку зрения и желание другого. Как и где ребенок может этому научиться? В своей семье (наблюдение и собственный опыт), из книг и мультфильмов, в специально организованных взрослым кукольных постановках, инсценировках, занятиях. Несколько слов о том, как можно помочь детям не обижаться, не принимать на свой счет обзывалки. Если ребенок вынес на улицу для игры мешок игрушек. Делится с другими всеми игрушками, кроме одной, той, что папа вчера подарил и слышит «жадина». Он – не жадина потому, что готов делиться тем, чем может поделиться. А тот, кто это сказал, обижается, сердится. Дети 5 – 6 лет уже готовы понять, что некоторые слова произносятся "в сердцах" от обиды или злости. Они могут анализировать свою речь и реакции: «Когда я тебе (маме, папе или еще кому – нибудь) говорю «Я никогда больше не буду с тобой играть. Это ведь не так, я просто очень обижаюсь на тебя, и через некоторое время я опять хочу с тобой играть». Это понимание дает возможность ребенку допустить тот факт, что другой тоже может говорить неприятности из-за своих переживаний, а не потому, что так на самом деле думает. В детской среде есть фраза - " кто обзывается, тот сам так и называется". Хорошая фраза, и этому есть психологическое обоснование. В психологии есть понятие «проекция». Не вдаваясь в подробности, отмечу важность понимания, как работать с «проекцией» в контексте нашей темы – «не брать себе» то, что тебе «не принадлежит» и, более того, «отдать» обзывалку говорящему. Опишу идею, которую можно разыграть с ребенком дома вдвоем, а интереснее всей семьей. Для введения в тему разговора можно использовать кукол. Несколько кукол что – то строят из кубиков, другая кукла, проходя мимо случайно разрушает постройку. Предлагаем: «Придумайте, как отреагируют и что скажут куклы – строители». Слушаем варианты, можем добавить свой: «Эй ты, медведь!!» Предлагаем игру «Обзывалки». Вспоминаем вместе, что о медведях нам известно: косолапость, неуклюжесть, любитель сладкого, сосет лапу, ловит рыбу лапой (ловкость, выдержка), очень много спит, сильный, любит играть в мяч в цирке и т.д. Предлагаем подумать, что есть похожего/общего у каждого из нас с медведем. Хорошо бы найти какое- нибудь качество у себя, уверяю Вас – это возможно. Важно: каждый говорит сам про себя. Взрослый на своем примере показывает, как это будет. Если кто – то никак не может найти общее – можно помочь, но это должны быть хорошие качества. Затем ведущий взрослый бросает мяч ребенку и говорит: «Ты – медведь». Ребенок ловит мяч, ударяя мячом об пол или невысоко подкидывая его и говорит: 1 вариант - «Не моё, не моё, не возьму себе её» - и бросает мяч обратно говорящему. 2 вариант – «Моё, моё, заберу себе её» и прижимает мяч к себе, потом отдает говорящему. Идею этого упражнение про «не моё…» я узнала от своей мурманской коллеги Марины Кузиной. Затем ведущий использует другую фразу, например, «ты – морковка» и бросает игрокам. Каждый игрок, если хочет, становится ведущими в этой игре, подчеркиваем, что это игра. Таким образом, опосредованно мы ребенку даем знание и опыт того, как они могут реагировать на обзывалки. Будут принимать на себя «жадин, дураков и тупиц» или нет. А проживание и прочувствование фраз «Кто обзывается, тот сам так и называется» и «Не моё – забери себе её» будет им в этом помогать. Более того, это полезно обеим сторонам. Потому, что «Если я обзываюсь, я сам так и называюсь».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|