Почти все из нас знают, что корнями наши проблемы в большинстве своем уходят в детство…
Все, что мы не принимаем в себе, все наши неуверенности в своих силах, недооценивание себя и своих возможностей и многое другое так или иначе было заложено в нашем детстве. Сейчас мы с вами (каждый в меру своих сил) работаем с тем, что имеем, принимаем себя, исправляем то, что нам мешает. И эти знания должны помогать нам не повторять в наших детях свои истории приобретения комплексов.
В этой статье я хотела бы разобрать основные моменты, которые помогают ребенку расти гармоничной личностью, помогают раскрывать в ребенке его потенциал, расти в комфортной и понятной обстановке. Конечно это не все, что влияет на жизнь маленького человека, но при создании ребенку этих базовых, на мой взгляд, условий существования, можно уже дать ему очень многое для развития в гармонии.
1. Итак, что же будет основой для ребенка, то, что даст ему опору, некий фундамент для жизни – ощущение поддержки и уверенности – это семья, но семья не просто в понимании «мама, папа, я», а в более широком ее смысле – семья как некий клан, как мир, в котором есть бабушки, дедушки, дяди и тети, многочисленные родственники, с которыми ребенок может взаимодействовать, общаться, с которыми у него постоянно идет контакт, общение, понимание себя как часть чего-то большого и стабильного. Это ощущение себя как части чего-то большого и стабильного дает ребенку чувство защиты, уверенности, что он получит помощь и поддержку в нужный момент. Для этого эта большая семья действительно должна стать сплоченным организмом, воплощать в себе функции любви и взаимопомощи.2. Следующей частью для ребенка являются отношения между родителями – это первый и основной пример, который видя перед собой, ваш ребенок отнесет в свою жизнь, по которому он будет строить свои отношения (возможно внося в будущем свои коррективы, но это все же будет базой). Замечайте, пожалуйста, как строится ваше общение в семье с мужем (женой), как вы обращаетесь друг к другу, как отзываетесь друг о друге при ребенке ( и без него) – это будет впитано вашим ребенком вплоть до нюансов. Если вы разведены с отцом (матерью) вашего ребенка важно сохранять дружеское общение со вторым родителем, говорить ребенку о нем хорошо, объяснить ребенку, что вы не вместе живете сейчас, но папа (мама) ребенка так же любят и заботятся. Ребенку важно понимать, что не он причина разрыва родителей и что он по-прежнему важен и любим.3. Еще одной важно частью мира ребенка является непосредственно его отношения с родителями. Попробуйте не сравнивать достижения ребенка с другими детьми, а хвалить его, давать его поступкам и делам высокую оценку, формируя, таким образом, самооценку ребенка. Важно объяснять ребенку причины ваших просьб и поручений, чтобы он не просто выполнял задания, а понимал, что и зачем он делает. Не обесценивайте стремления и переживания вашего ребенка, вставайте чаще сами в позицию ребенка, чтобы лучше понять его и не провоцировать на «уход» туда, где его поймут лучше. Если Вы вспылили или обидели ребенка – умейте попросить у него прощение, так он тоже будет учиться просить прощение за свои поступки. Гордитесь достижениями своего ребенка: если он рисует картины – вешайте их, по возможности, на стены, чтобы он видел, что его творчество важно для вас.4. Помните, что ребенок не рождается с теми навыками, которые есть у вас, он учится всему сначала на подражании вам, затем все более расширяющемуся кругу его общения. Не забывайте, если вы разбрасываете вещи, но требуете от ребенка, чтобы он сложил свои вещи аккуратно, этого, скорее всего, не будет. Он видит ваши действия, он повторяет за вами, а то, что слова ваши расходятся с действительностью – только больше путает ребенка, формирует у него обесценивание ваших слов. Важно понять, что для вас приоритетнее, чтобы ребенок, к примеру, был аккуратен – тогда развивайте в себе это свойство, а если это не важно для вас, не стоит создавать в себе эти ожидания в отношении ребенка.5. Ну и в завершение, я бы хотела сказать о том, что родитель должен понимать, что без его активного участия ребенку будет труднее осваивать что-либо в этом мире. Вы должны помнить, что вы главный учитель и «тренер» вашего ребенка. Если вы видите в ребенке желание что-то делать, но «плохое» исполнение этого желания из-за неумения, не ругайте его, а научите. Если ваш малыш 2х лет хочет мыть полы, глядя на вас, но не умеет этого, велик соблазн отнять у него швабру, сказать, что это работа взрослых, что он только разливает воду и наводит грязь. Но задумайтесь вот над чем: если ребенка убеждать, что он не готов, что он это не умеет, то захочет ли и сможет ли он потом, когда Вы этого захотите, сделать что-то подобное? Это как если бы вам при желании пройтись по канату, говорили бы, что это не для вас и вообще не лезть туда, а потом, спустя время сказали: «Иди по канату, теперь тебе можно» и даже «Смотри, все же ходят по канату, а ты чего не идешь?» - пошли бы вы туда, где страшно и не ясно как это делать?
Ребенку важно оказать поддержку именно в тот момент, когда желание трудиться или самовыражаться в нем просыпается (начиная примерно с 2-х лет), а не когда это удобно именно вам. В таком подходе ему проще будет в более взрослом возрасте начинать новое, достигать чего-то.
Вот, на мой взгляд, основные пункты, на которые важно обращать внимание, если вы желаете помочь своим детям расти гармоничными личностями.
Желаю Вам и вашим деткам здоровой и счастливой жизни.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.