|
Психосексуальные проблемы современного подросткаАвтор статьи: Лагонда Глеб Владимирович
Перед молодыми людьми стоит множество жизненных задач – тех задач, которые им необходимо решать на протяжении конкретного периода развития. Многие жизненные задачи подросткового возраста решаются непосредственно на основе сексуальности. К таковым можно отнести постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, психосоциальную идентификацию, формирование психосексуальной направленности, трансформацию однополой дружбы в гетеросексуальные любовные отношения, сексуальную инициацию, обретение близости. Развивающаяся сексуальность порождает множество психологических проблем и трудностей во взаимоотношениях с противоположным полом, что создаёт препятствия для разрешения названных жизненных задач. Оказывая поддержку в разрешении психологических проблем и трудностей во взаимоотношениях с противоположным полом, взрослые, тем самым могут оказать подросткам помощь в решении их жизненных задач. С помощью авторской методики («Психосексуальные прроблмы подростков и юношей»), стандартизированной, проверенной на валидность и надежность, мы определили доминирующие блоки проблем в выборке подросткового возраста. 1. Страх перед сексуальной инициацией. Эта проблема представляется нам парадоксальной, исходя из достаточно раннего первого сексуального опыта у современных подростков. Тем не менее это так: первой сексуальной близости подростки боятся как экзамена. Парни опасаются отсутствия эрекции или преждевременной эякуляции. Девушки же не уверены в своей сексуальной привлекательности. Кроме того, они зачастую вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая девичье достоинство и репутацию. Анализ полового поведения молодежи показывает, что все, связанное со сближением с сексуальным партнером – первые свидания, первые поцелуи, первые ласки – имеет особую остроту и вызывает тревогу. Жажда любви очень часто сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться». Влечение, появившееся к объекту влюбленности может быть иногда пугающим. 2. Второй по значимости проблемой, сопровождающей построение взаимоотношений подростка с противоположным полом, является выбор одной из нескольких влюбленностей. Нередко в подростковом возрасте переживаются две-три влюбленности, каждая из которых характеризуется большей или меньшей дифференцированностью чувств к партнеру. Этапу формирования полового влечения свойственны по-детски наивная, воспринимаемая взрослыми как ветреность и легкомыслие, смена влюбленностей и идеалов, сосуществование нескольких увлечений. Как отмечают сами подростки, в большей степени их волнуют вопросы: «Как отличить истинную любовь от фальши?», «Как не ошибиться в выборе партнера?», «Действительно ли это любовь?» и т.п. 3. Следующей по значимости для подростков проблемой является коммуникативная некомпетентность. Несмотря на явную демократизацию и большую свободу взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Озабоченность ритуальной стороной дела настолько сильна, что молодые люди глухи к переживаниям друг друга, и даже собственные чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание – это игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой – довольно неопределенны. 4. Зачастую проблемой становится согласование требований к гетеросексуальным отношениям молодых людей, исходящим из разных источников. При выборе партнера, при построении отношений с ним очень сложно согласовать собственные предпочтения, требования референтной группы и моральные нормы. Независимость от взрослых часто оборачивается рабской зависимостью от мнения сверстников. В выборе объекта влюбленности также значительное место принадлежит мнению сверстников. Существуют ли у подростков нравственные убеждения, с которыми они сверяли бы свои поступки? Безусловно. Но им очень сложно совместить свою пробуждающуюся чувственность с нормами морали. Как и у взрослых, они противоречивы, непоследовательны и далеко не всегда реализуются в поведении. Установки и взгляды многих подростков значительно радикальней их собственного поведения. 5. Асинхронии в темпах пубертата – также важная проблема, возникающая при взаимодействии с лицом противоположного пола в подростковом возрасте. В развитии сексуальности человека имеются две линии: психосексуальная и соматосексуальная. Асинхронии возникают тогда, когда между этими линиями развития есть рассогласование. Наиболее частых вариантов два. В одном случае вторичные половые признаки формируются раньше, чем возникает психосексуальная зрелость. Тело "заставляет" подростка вступать в отношения, к которым он не готов психологически. Во втором случае всё наоборот: мощную гамму взрослых любовных переживаний испытывает подросток с внешностью ребёнка, которая не позволяет рассчитывать на взаимность. 6. Следующая психосексуальная проблема подросткового возраста - синдром «гадкого утенка». Во время этого периода телосложение подростка характеризуется наличием явных диспропорций. Сравнивая себя с существующим во взрослой среде эталоном красоты, он отмечает свою непривлекательность. Недовольство собой, несомненно, отражается на отношениях с противоположенным полом, затрудняет эти взаимоотношения, порождает комплексы и неуверенность в себе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|