|
Про логику, характер и детство.Автор статьи: Лопатина Дарья Вадимовна
Недавно услышала от своей знакомой следующие слова: «Алкоголик на всю жизнь останется алкоголиком, а наркоман наркоманом, так что характер господина N. к сожалению, тоже изменить невозможно, наверняка он с детства такой». Само по себе довольно - таки алогичное высказывание получилось. Что исходит из этих слов? А – аддиктивность и характер взаимосвязаны по принципу постоянства; Б – характер человека невозможно изменить, так как уже в детстве становится ясным, какой он. (Относительно подробно разобрала это высказывание, так как очень часто у наших (психологов) клиентов страдает разумная логика в рассуждениях, и нужно работать над её восстановлением). Речь главным образом шла о характере, но простите, при чем здесь аддикции?Аддиктивное поведение не ограничивается одним только характером. В данном случае нужно чётко отсортировать «халву от пряников»: это другая тема, и сравнение с характером здесь не самое удачное. Действительно ли характер человека нельзя изменить на протяжении всей жизни, так как он фиксируется уже в детстве? Без желания самого человека менять в нем что-то – конечно нет. Сама по себе фраза, в которой содержатся слова «кого-то менять» – утопична. И прежде чем даже хотеть менять другого человека, нужно задать себе вопрос: а что вообще такое характер? А то вдруг нечаянно что-нибудь другое поменяешь. Например, отношение к менятелю. :) А вот насчёт характера и детства – нужно разобраться. Слово «характер» в переводе с греческого языка означает чеканка, печать. Можно сказать, что характер действительно является отпечатком воспитания и деятельности, которые формируют личность человека. Внешние факторы и сама жизнь чеканят, отливают человека, однако с определённого времени человек начинает ковать себя сам, точнее свой характер. Характер накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека. Другие люди складывают мнение о характере других именно по этим проявлениям. Слово «характер» употребляется тогда, когда речь идёт о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру. С.Л Рубинштейн говорил: «в корне ошибочна точка зрения тех психологов, которые считают, что в раннем детстве характер человека будто бы окончательно фиксируется. Признание роли сознания, моментов идейного порядка и роли мировоззрения или идеологии в формировании характера с необходимостью переходит в генетическом плане к признанию роли не только младших, но и старших возрастов как периода сознательной, организованной работы над характером. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несёт за него ответственность». Таким образом, точка зрения о том, что характер является врождённым и не подверженным изменениям свойством является провальной. Об этом свидетельствует развитие характера у детей. Конечно, необходимо учитывать роль природных особенностей организма в процессе развития характера, однако характер человека не является однозначной функцией организма, его конституции. Характер формируется в процессе развития личности, когда человек активно участвует в общественных отношениях. Он проявляется в поведении, в поступках человека и в них же и формируется. Не оспаривается тот факт, что уже с ранних лет можно обнаружить у детей более или менее ярко выраженные индивидуальные особенности поведения, которые очень хочется назвать характером. Но есть некоторые нюансы: во - первых, эти индивидуальные особенности касаются сначала по преимуществу элементарных динамических особенностей, относящихся скорее к темпераменту, чем к характеру, и, во - вторых, проявление этих индивидуальных особенностей в относительно очень раннем возрасте не исключает того, что они являются не просто врождёнными задатками, а и результатом – пусть даже кратковременного - развития. Поэтому в ходе дальнейшего развития они неоднократно изменяются. Они представляют собой не законченные, фиксированные образования, а ещё более или менее лабильные схемы свойственных данному индивиду форм поведения, которые в своей неопределённости содержат различные возможности. Немецкий философ Кант говорил, что характер – есть достоинство человека. Характера может и не быть. Темперамент есть, а характера нет. Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера. Отсюда появляется вывод, что характер менять все же можно, и процесс его формирования не ограничивается детским возрастом. Однако вопрос о целесообразности этого занятия посторонними людьми, без желания другого человека – остаётся открытым. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|