Про логику, характер и детство.

Недавно услышала от своей знакомой  следующие слова: «Алкоголик на всю жизнь останется алкоголиком, а наркоман наркоманом, так что характер господина N. к сожалению, тоже изменить невозможно, наверняка он с детства такой».

Само по себе довольно - таки алогичное высказывание получилось. Что исходит из этих слов? А – аддиктивность и характер взаимосвязаны по принципу постоянства; Б – характер человека невозможно изменить, так как уже в детстве становится ясным, какой он.

(Относительно подробно разобрала это высказывание, так как очень часто у наших (психологов) клиентов страдает разумная логика в рассуждениях, и нужно работать над её восстановлением).  

Речь главным образом шла о характере, но простите, при чем здесь аддикции?Аддиктивное поведение не ограничивается одним только характером. В данном случае нужно чётко отсортировать «халву от пряников»: это другая тема, и сравнение с характером здесь не самое удачное.

Действительно ли характер человека нельзя изменить на протяжении всей жизни, так как он фиксируется уже в детстве? Без желания самого человека менять в нем что-то  – конечно нет. Сама по себе фраза, в которой содержатся слова «кого-то менять» – утопична. И прежде чем даже хотеть менять другого человека, нужно задать себе вопрос: а что вообще такое характер? А то вдруг нечаянно что-нибудь другое поменяешь. Например, отношение к менятелю. :) А вот насчёт характера и детства  – нужно разобраться.

Слово «характер» в переводе с греческого языка означает чеканка, печать. Можно сказать, что характер действительно является отпечатком воспитания и деятельности, которые формируют личность человека. Внешние факторы и сама жизнь чеканят, отливают человека, однако с определённого времени человек начинает ковать себя сам, точнее свой характер.

Характер накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека. Другие люди складывают мнение о характере других именно по этим проявлениям. Слово «характер» употребляется тогда, когда речь идёт о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру.

С.Л Рубинштейн говорил: «в корне ошибочна точка зрения тех психологов, которые считают, что в раннем детстве характер человека будто бы окончательно фиксируется. Признание роли сознания, моментов идейного порядка и роли мировоззрения или идеологии в формировании характера с необходимостью переходит в генетическом плане к признанию роли не только младших, но и старших возрастов как периода сознательной, организованной работы над характером. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несёт за него ответственность».

Таким образом, точка зрения о том, что характер является врождённым и не подверженным изменениям свойством является провальной. Об этом свидетельствует развитие характера у детей. Конечно, необходимо учитывать роль природных особенностей организма в процессе развития характера, однако характер человека не является однозначной функцией организма, его конституции. Характер формируется в процессе развития личности, когда человек активно участвует в общественных отношениях. Он проявляется в поведении, в поступках человека и в них же и формируется.

Не оспаривается тот факт, что уже с ранних лет можно  обнаружить у детей более или менее ярко выраженные индивидуальные особенности поведения, которые очень хочется назвать характером.

Но есть некоторые нюансы: во - первых, эти индивидуальные особенности касаются сначала по преимуществу элементарных динамических особенностей, относящихся скорее к темпераменту, чем к характеру, и, во - вторых, проявление этих индивидуальных особенностей в относительно очень раннем возрасте не исключает того, что они являются не просто врождёнными задатками, а и результатом – пусть даже кратковременного - развития. Поэтому в ходе дальнейшего развития они неоднократно изменяются. Они представляют собой не законченные, фиксированные образования, а ещё более или менее лабильные схемы свойственных данному индивиду форм поведения, которые в своей неопределённости содержат различные возможности. Немецкий философ Кант говорил, что  характер – есть достоинство человека. Характера может и не быть. Темперамент есть, а характера нет.

Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера.

 Отсюда появляется вывод, что характер менять  все же можно, и процесс его формирования не ограничивается детским возрастом. Однако вопрос о целесообразности этого занятия посторонними людьми, без желания другого человека – остаётся открытым.



Просмотров: 265
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Как узнать характер человека.
  • Характер человека влияет на судьбу
  • Характер человека и его любимые продукты
  • Особенности истероидного характера, или театральный характер
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Тогда я не буду собой. Можно ли изменить характер?
  • Можно ли изменить характер? А темперамент?
  • Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
  • Можно ли изменить свой характер?
  • Дефекты воспитания, которые деформируют характер детей.
  • Можно ли изменить характер
  • Можно ли изменить характер?
  • Можно ли изменить характер?
  • Посеешь привычку - пожнешь характер, но стоит ли его менять?
  • Как формируется характер? Взаимоотношения родителей и детей.
  • Темперамент, характер, личность. В чем разница?
  • Ваш характер, три типа коммуникации и пищевого поведения
  • Как формируется характер демонстративной жертвы?
  • Зависимая личность. Симбиотический характер.
  • Оральный характер, как он проявляется в жизни
  • Четыре правила, помогающие оценить характер другого
  • Гравировка личности или что такое характер
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • История и философия культуры как факторы, определяющие характер спортивной деятельности
  • Гл. 3: 3.10. Конструирование будущего, темперамент и характер /2
  • Гл. 3: 3.10. Конструирование будущего, темперамент и характер/1
  • Реальный характер воспитания.
  • Что такое характер
  • Опишите свой характер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь