Картина мира – целостное восприятие и понимание человеком окружающего мира, а так же своего места в нем. Картина мира, во многом, субъективна, в ней существуют "дыры", возникающие из-за недостатка знаний. Эти дыры часто заполняются собственными представлениями и воображением.
Хотя картина мира субъективна, существует множество коллективных мировоззрений, влияющих на личную картину мира, и, как следствие – индивид формирует собственную картину мира под влиянием коллективного мировоззрения. В качестве примеров коллективного мировоззрения можно привести – атеистическое мировоззрение, религиозное (тысячи видов), альтруизм и эгоизм – как преобладающая позиция по отношению к окружающим, принадлежность к субкультурам, различные профессиональные мировоззрения – например, точка зрения врачей на мир отличается от точки зрения военных, а взгляды стилистов, творческих личностей отличаются от взглядов представителей "рабочего класса", и т.п.
С психологической точки зрения, важно осознавать свою картину мира и из чего она состоит, к каким коллективным мировоззрениям относится, а самое важное – нужно четко понимать положение своего Я в этой картине мира. Об этом и поговорим.
Чтобы понять о чем идет речь, проведем мысленный эксперимент:
1) Вспомните себя в детстве, самом раннем. Постарайтесь осознать свое положение по отношению к родителям – какое оно, какие качества содержит, как вы на них смотрите;
2) Вспомните себя в школе, как вы воспринимаете учителя;
3) Вспомните своих друзей-ровесников, осознайте как вы их воспринимаете и чем восприятие ровесников отличается от восприятия учителей;
4) Вспомните свое отношение к тем, кто моложе вас, учится в младшем классе или "ниже" по социальной лестнице. Попробуйте понять чем отношение к ним отличается от отношения к "равным" или тем, кто старше, "выше" по социальной лестнице.
Если вы все это проделаете, то можете заметить несколько различных точек зрения, возникающих в вашем восприятии. Точка зрения ребенка во многом отличается от точки зрения взрослого, точка зрения подчиненного отличается от точки зрения начальника, и т.п. – то есть в каждом отдельном случае заметна разница в картине мира.
С психологической точки зрения, очень важно иметь здоровую картину мира.
Попробуем разобраться какие критерии здоровья картины мира можно выделить:
1. Адекватность действительности.
Если мировоззрение сильно оторвано от действительности – будет преобладать неадекватное восприятие, чрезмерная идеализация, доминирование собственных представлений над тем, что есть на самом деле. Такое бывает у мыслителей, влюбленных, верующих, философов.
Если мировоззрение чрезмерно конкретно и материалистично, картина мира человека становится слишком узкой и плоской, двумерной. Человек загоняет себя в рамки конкретной деятельности и больше ни о чем другом слышать не хочет. При этом отрицается все, что выходит за пределы "известного". Это тоже крайность, ведущая к фиксации определенной точки зрения и неадекватности восприятия. Такое бывает при длительной однообразной деятельности, на одной и той же работе длительное время. Может возникнуть профессиональная деформация, накладывающая отпечаток на всю жизнь человека, уже вне его работы.
2. Положение своего Я:
Это та позиция, в которой человек воспринимает себя относительно других людей или психических явлений. Идеальная картина мира – когда "Я" находится "в центре мира" и имеет доверительные равные отношения ко всем его аспектам, может влиять на любой аспект картины мира и устойчиво противостоять любым негативным влияниям, если они возникли.
1) Горизонтальная плоскость, позиция "центр-периферия";
В горизонтальной плоскости Я может воспринимать себя как "большее" или "меньшее". Например, мы с моим другом автомобилисты, и у моего друга машина лучше и новее, чем моя. И в этом отношении мое "я автомобилиста" чувствует себя меньше моего друга, но при этом мы качественно равны, т.к. оба автомобилисты. Но небольшая ущербность (или зависть) возникает. И "я" моего друга немного смещается в центр, вокруг которого вращается мое "я", как вокруг большой планеты вращается спутник, как вокруг лидера "вращается" аутсайдер.
Но может быть и естественное положение своего "Я" на периферии. Например, мать ставит своего ребенка в центр своей картины мира (а до этого там мог быть муж) и "вращается" вокруг него. При этом, о своих потребностях она уже думает меньше, все ее внимание уделяется ребенку в ущерб себе.
2) Вертикальная плоскость, позиция "выше-ниже";
В вертикальной плоскости картины мира, "Я" может чувствовать себя выше или ниже других. По отношению к людям это может быть подавление своего "я" неким Авторитетом или властной личностью. Например, "перед царем все падают ниц", перед министром или президентом чиновники превращаются в маленьких заискивающих людишек, а сами, перед обычными людьми – раздувают собственную важность и смотрят на "обычный народ" сверху вниз.
3. Идентичность.
Это то, кем себя считает Я, кем человек является, как он себя самоидентифицирует в окружающем мире. Идентичностей на самом деле много, но в каждый конкретный момент всплывает специфическая идентичность, соответствующая ситуации. Например, дома человек может идентифицировать себя с семьянином, "я папа" и в этой идентичности его картина мира будет состоять из определенного доброго отношения к своей семье, привычке обращения к нему, как к "Васечке" и т.п. Но когда "Васечка" приходит на работу, всплывает другая идентичность "я - работник", он уже Василий Петрович, начальник цеха – и тут он уже относится к другим людям с этой позиции, более жесткой и конкретной.
Или священник идетнифицирует себя с "батюшкой", в религиозном смысле у него уже есть идентичность "духовный отец", он привык так себя позиционировать на службе, так к нему обращаются прихожане. И вот он приходит домой – и уже ждет, что к нему будут обращаться как к батюшке тоже, т.к. он вошел в этот образ, слился с ним, не представляет себя "обычным грешником".
4. Изменяемость картины мира.
Это обобщенная позиция, которая является следствием взаимодействия трех предыдущих аспектов картины мира. Может быть:
- Конструктивная (созидательная) изменяемость. Обычно возникает, когда в картине мира "Я" воспринимает себя на равных в горизонтальной плоскости или признает авторитет в вертикальной, чтобы поучиться у него, при этом не теряется идентичность и адекватность восприятия действительности. В этом случае, "Я" чувствует, что картина мира расширяется, дополняется и обретает новые грани;
- Деструктивная (разрушительная) изменяемость . "Я" чувствует свою ущербность в горизонтальной или вертикальной плоскости и его текущая идентичность начинает подавляться и разрушаться, включаются защитные механизмы и реакции в попытке сохранить психическую устойчивость.
Основываясь на вышесказанном, предлагаю психологическую практику:
1) Попробуйте в течение трех дней, в различных ситуациях жизни, отслеживать - как меняется ваша картина мира, в зависимости от изменения окружающей ситуации. Результаты желательно записать. Например, у вас плохое настроение – осознайте, какой образ вашего "я" возникает в уме, каково положение "я" по отношению к окружающему миру. Встретили хорошего друга и, отношение улучшилось – поймите, что изменилось в вашей картине мира и образе себя
2) Попробуйте сознательно изменять свою картину мира, с целью коррекции состояния, если оно ухудшилось под влиянием окружающего мира. Например, отругал начальник – осознайте, что изменилось в вашем образе себя, а затем измените его на комфортный через активное воображение. Или, встретили старого знакомого, с которым много плохих воспоминаний, страхов и боли – осознайте что изменилось в тот момент в вашей картине мира, то, как вы воспринимаете этого человека. Если он воспринимается вами в виде страшного пугающего образа, который больше вас – уменьшите этот образ, раскрасьте его в своем воображении посмешнее, как клоуна, или подарите цветы – представляйте что угодно, только позитивное и веселое и так, чтобы ваш образ себя изменялся в конструктивную сторону.
После такого действия – заметите сами, как изменится ваше отношение к этому человеку и общее психическое состояние станет комфортнее.
Источник: Психология Good!