|
Размышления о ШизофренииАвтор статьи: Вячеслав Олегович Куликов
Возможно обучение в любом медицинском ВУЗе происходит по следующей схеме: симптом-синдром-заболевание. Во время моего обучения в ординатуре на кафедре психиатрии эта же схема осталась, только вместо слова «заболевания» стало слово «расстройство». Обучение было строгим и структурированным. Любая попытка отклониться от этой схемы встречалась «непониманием» со стороны преподавателей. Конечно же, это распространялось и на шизофрению, которая является краеугольным камнем в психиатрии. Общеизвестно, что течение большинства форм шизофрении заканчиваются дефектом в психики, и наиболее часто – это эмоционально-волевой дефект (апато-абулический синдром). Мои преподаватели говорили: «…он характеризуется эмоциональным оскудением, чувственным притуплением, утратой интереса к окружающему, безразличием и т.д., т.е. человека ничего не интересует, он ничего не чувствует, хочет уйти в четыре стены и остаться там». И я верил… Прошло время. Я психиатр и работаю в психиатрической больнице. Ночь. Приемный покой. Я жду перевод больного страдающего шизофрении из психиатрической больницы г. Москва. Он, по бредовому мотиву, уехал из Санкт-Петербурга, чтобы получить аудиенцию у представителей Министерства Юстиции. В Москве его задержали из-за его неадекватного поведения, вызванного психозом, и госпитализировали в стационар. Психоз купирован, и его отправили в сопровождении медицинского персонала по месту жительства для продолжения лечения. Вот он сидит напротив меня. Парень лет 30. Одежда неопрятная. Легкая щетина. Лицо маскообразное. Взгляд потухший и направлен куда-то в пространство. Голос монотонный, а ответы односложные. Поза неподвижная и слегка сутулая. Читаю переводной эпикриз: «Шизофрения параноидная. Нарастающий эмоционально-волевой дефект». В то же время мне позвонил начмед и сообщил, что едет его мама, чтобы забрать домой. Ведь она первая забила тревогу, когда единственный сын пропал. Ждем. Заходит мама, и что я вижу? Парень начинает оживляться, и мимика начинает изменяться: уголки рта и щек приподнимаются, и появляются небольшие морщинки в уголках около глаз. «Да это же настоящая, искренняя эмоция – радость!» - прозвучало у меня в голове. Они начинают обниматься, и у парня появляются слезы… До сих пор я помню эту ситуацию и мысль, которая появилась в моей голове: «человека ничего не интересует, он ничего не чувствует…». «А так ли это?» - говорило сомнение внутри меня – «Ведь шизофрения, дефект – это невозможно! Может быть это всего лишь единичный случай». Время движется вперед. Я уже психотерапевт и веду групповую психотерапию для психотических больных. День. Кабинет групповой психотерапии. Группа вся в сборе. Один из участников группы парень, около 35 лет, с диагнозом шизофрения и эмоционально-волевым дефектом. В середине встречи он начинает говорить: «Понимаете, Вячеслав Олегович, у меня пустота в голове, я не могу думать, у меня нет мыслей, мне плохо». В его голосе переплетаются оттенки раздражения, злобы и безысходности: «… и я не знаю, что мне делать и как быть». Пауза. «Пустота – это то к чему я стремлюсь» - ответил я. На лице парня появилось удивление: «Почему?». Тогда я продолжил: «Знаешь, наша голова, как бетономешалка, в которой постоянно присутствую мысли, своеобразная какофония. В большинстве свое эти мысли либо о прошлом, либо о будущем. И я стремлюсь к пустоте в голове, потому что это говорит мне, что я в настоящем. У пустоты есть интересное свойство: она нуждается в заполнении. Вот посмотри на комнату, в которой мы находимся. Она существует из-за пустоты. Если бы не было пустоты, то открыв дверь, то там был бы бетон, монолит. Но пустая комната не очень комфортна для человека, и тогда он заполняет её. Вот есть стул, на котором ты сидишь, чтобы твое тело ощущало себя комфортно. Согласись, проводить групповую психотерапию стоя не так комфортно, как сидя. Из-за того, что есть кабинет групповой психотерапии, есть и такое событие, как психотерапия, на котором ты сейчас здесь, присутствуешь. А в этом событие есть психотерапевт, который рассказывает тебе про пустоту, и твоя голова наполняется этой информацией. Как интересно. Тело наполняется ощущениями, а голова информацией, и ты здесь. Да ты, наверное, из нас всех живее здесь, потому что ты в настоящем». И вот опять! Что я вижу? На лице те же признаки: уголки рта и щек приподнимаются, и появляются небольшие морщинки в уголках около глаз. Это опять радость. Продолжая наблюдая за этим, из моего рта невольно вылетел вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?». «Мне хорошо» - ответил парень с дефектом. Таких наблюдений у меня наберётся еще парочку, как с выраженным, так и с нарастающим эмоционально-волевым дефектом. Что я хотел сказать в этой статье. Верно ли это утверждение «он ничего не чувствует» или нет? В результате, в мою голову забралось интересное сомнение: может быть эти базисные эмоции заблокированы чем-то или стали неактуальны по какой-то причине? Однако этот вопрос пока остался для меня открытым! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|