|
Дети и самостоятельностьАвтор статьи: Осин Денис Кузьмич
Не секрет, что «человеческие детёныши» требуют гораздо больше времени для того, чтобы стать взрослыми и не зависеть от родителей. На это влияют и биологические особенности, и социальные. Более того, так как дети учатся подражанием, то на родителей ложится не только ответственность за еду-питье и то, что позволяет ребёнку биологически вырасти и стать больше, но и более серьёзная работа по формированию взрослого человека из ребёнка. Да, я сознательно развожу физический процесс роста и психологический процесс взросления. В заметках про инфантилизм (http://www.psyoffice.ru/article/46752/ и http://www.psyoffice.ru/article/47211/) я писал о том, что происходит когда выросший ребёнок не взрослеет. И почему взрослеть – важно. Кратко процитирую резюме заметки: «Чтобы ребёнок не рос инфантилом, а становился взрослым, необходимо:
Этой заметкой я хочу открыть цикл, рассматривающий темы детско-родительских отношений с точки зрения поведения родителя, помогающего ребёнку становиться взрослым. В нём будут фрагменты из вебинара для родителей «7 шагов к самостоятельности». Да, важно помнить, что для этого и сам родитель должен повзрослеть. Вы задумывались над тем, что такое самостоятельность? Чем она важна? Как проявляется? И почему ребенок, едва научившись ходить и говорить, вступает в пору «кризиса трёх лет» или, как его иначе называют, «кризиса «я сам»? «Самостоятельность как качество личности – способность жить за свой счет, отдельно от других; обладать собственной инициативой, ставить себе цели и самому их достигать. Способность определять «что такое «хорошо» и что такое «плохо» и действовать в соответствии с этим.» То есть, по сути, самостоятельность – это основа и базис дальнейшего поведения человека на протяжении всей жизни. Именно успешное прохождение данного кризиса позволяет ребёнку выработать механизмы, помогающие на протяжении всей дальнейшей жизни определять важное для себя и делать выбор. Задача родителей – помочь ребенку стать самостоятельным. Не только успешно пройти кризис трёх лет, но и на протяжении всего периода детства-подростничества постепенно увеличивать зону самостоятельности и ответственности. Так как дети учатся подражанием, а не выслушиванием нравоучений, то важнейшим фактором, влияющим на усвоение детьми основ самостоятельности, будет не что иное, как поведение родителей. Тут мы с вами можем вспомнить старую английскую пословицу: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Таким образом, получается, что если вы хотите помочь своему ребёнку стать самостоятельным взрослым, то вам необходимо самому стать самостоятельным. Теперь о самостоятельности. Выше я написал, что это способность жить за свой счёт, отдельно от других. Это обладание собственной инициативой и целеполаганием. Это собственные моральные ориентиры. И, конечно, способность действовать в соответствии с ними. Но как воспитать в ребенке самостоятельность? Из каких фрагментов она складывается? Составляющие самостоятельности:
Заметьте, самостоятельность – это не отказ от взаимодействия. Не одиночество и не замкнутость. Самостоятельность – это про здравый смысл и сильного взрослого человека. Если вы посмотрите вокруг, то обязательно увидите тех взрослых, кто проявляет самостоятельность. То есть умеет оценивать ситуацию, принимать решения и нести за них ответственность. Не сбегать от сложностей, а спокойно и с «холодной головой» разбираться в них. И даже из самых сложных ситуаций извлекать полезные уроки. На сегодня всё. Вступительная часть и так была длинной )) В следующей заметке мы рассмотрим, как родители могут научить своего ребенка стать самостоятельным.
P.S. Если у вас есть пожелания по более детальному рассмотрению какой-то темы, пожалуйста, пишите мне. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|