Сегодня решила написать про то, как же воспитать самостоятельность в ребенке? Очень многие родители как раз и сетуют, что ребенок "ну, совсем ничего сам делать не хочет!" Особенно сильно эта тема вдруг обостряется сначала в начальной школе, ну уж в старших классах для многих родителей становится одной из самых актуальных.
Я редко выхожу на родительские собрания.. Но если уж прихожу, то предпочитаю не только выдавать информацию и как-то ее понятно структурировать, но и общаться с родителями по тем ситуациям, которые их волнуют.
И я, конечно же, спросила родителей (2 класс) - что по их мнению - быть самостоятельным? Ответы были разные, но один меня особенно впечатлил. "Быть самостоятельным - это значит отвечать за свои поступки, принимать решения, всегда держать слово, понимать последствия своих действий и поступков"
Если честно... Я засомневалась в наличии этой самой "самостоятельности" у себя самой...
А ведь родители правы!! Ведь именно за такие качества мы и ценим людей, именно с такими людьми легче всего общаться и договариваться и это про "взрослость".. Так что как перспективный план воспитания - вполне! Поддерживаю..Как перспективный.. Когда на каждом этапе взросления ребенка, родители, учитывая особенности этого самого возраста, потихоньку, закладывают самостоятельность и ответственность по кирпичику..
И давайте эти возрастные особенности учитывать.. Если от ребенка требовать то, что он еще не умеет делать, чему еще не научился, не освоил - результата не будет..
Теперь о том, что такое самостоятельность..: способность ребенка делать что-то одному, без участия родителей (важно понимать самим родителям, что именно вы хотели бы, чтобы ребенок мог делать без вашего участия. Заправлять кровать? Делать уроки? Разогреть себе еду? Конкретно.. Чему именно вам нужно научить ребенка и как это лучше сделать? И, главное - а это ему точно по силам? Если да - отлично! Учим и закрепляем многократно этот навык)
привычное выполнение того, что сказали взрослые (это все таки больше про умение "услышать" взрослого, его просьбу, обращение. И это тоже навык, который требует развития. У детских психологов в арсенале огромное количество игр на развитие именно этого навыка - умения слышать и выполнять услышанное)
владение определенными навыками и умениями (очень важно!! если ребенок не умеет сам одеваться или собирать портфель, или еще что-то, значит этот навык или это умение не сформировано)
независимость в решениях и поступках.. А вот это уже про психологическое взросление.. Но об этом чуть позже. Ведь психика не формируется быстро, взросление идет по этапам, по мере накопления опыта, знаний, развития важнейших психических функций и еще много чего другого.
Надеюсь, здесь все понятно.. Если не очень и требуются разъяснения и примеры - то это лучше в групповой работе или на родительских собраниях.. Теперь еще один важный пункт поподробнее.. Он про готовность ребенка к самостоятельным действиям.. Почитайте и проверьте себя.. На самом деле - ребенка научить легко, если учитывать некоторые обстоятельства.. возраст.. (то, что может уже делать 8 летний ребенок, не может 3 летний) уровень владения навыков (об этом уже написано чуть выше) пример родителей (тут можно целую книгу написать.. но не буду.. просто напомню - что если вы сами опаздываете или разбрасываете свою одежду и вещи, смысл требовать приходить вовремя и содержать вещи в порядке от ребенка?) количество и регулярность повторений того, чему вы хотите научить ребенка (наивно думать, что ребенок все запомнит, поймет и усвоит с первого раза.. многократно!!! повторять и показывать, давая возможность делать самому, напоминать до тех пор пока количество не перейдет в качество) учитывать темперамент ребенка (и свой, конечно же!), а то знаете ли, мама очень быстрая, а ребенок может быть по темпераменту медленный.. или наоборот.. надо понаблюдать и учитывать особенности.
И все что я написала - это про действия.. А есть еще одна важная область - эмоции и чувства.. А вот про них - в следующий раз. И помните - все родители и все дети - хорошие
С уважением к вам и верой в вашу мудрость, Ольга Николаевна
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.