Признаюсь честно, для меня эта встреча была очень интересной. Любопытство возникло с того момента, как я узнала об этой лекции. В голове мелькнула связка «Эльконин-Давыдов» … Много-много лет назад, изучая психологию на дошкольном отделении Университета, мы подробно изучали их идеи развивающего обучения. Борис Даниилович сын того самого Эльконина. Он - доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психологического Института Российской академии образования. Президент Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО), главный редактор журнала «Культурно-историческая психология». В 2000 году Б. Д. Эльконин стал руководить экспериментальными площадками Международной ассоциации развивающего обучения по разработке системы развивающего обучения в подростковой школе (6-9 классы). Автор многочисленных публикаций по педагогической, возрастной, детской психологии, психологии теории и практики образования, психологии развития и творческого мышления.
Слушать Бориса Данииловича мне было интересно. Порой я приятно удивлялась его вниманию к значению слов (например, «настоящий» – то есть стоя, устойчивый, стоящий на ногах» или «Жизнь – не вменяема. Ее нельзя вменить»). Я не буду даже пытаться пересказать вам эту лекцию, поделюсь лишь некоторыми любопытными для меня идеями.
Развитие само по себе ценностью не является. Развитие – это то единственное, через что жизнь обретает полноту. А что такое «полнота жизни»? Это как если ехать за рулем автомобиля, но не по прямой. А сам выбираешь свою дорогу. Когда решаешь, что нужно повернуть, слегка напрягаешься, поворачиваешь руль, входишь в поворот, тело немного заносит в сторону, выравниваешь руль, выдыхаешь… Едешь, опять готовишься к повороту, поворот, вновь расслабление. Это ритм. Полнота этого ритма и есть жизнь.
Мы считаем, что инициативность и самостоятельность – это непременное свойство человека. Однако, это не так.
Мы часто слышим от педагогов и мам: «нет воли…он не инициативен…»
Вот пример диалога между родителем и психологом:
Р: – У него нет воли… он ничего не доводит до конца…
Пс: - В каких именно ситуациях у него нет воли?
Р: - Он не делает домашнее задание
Пс: - Вообще никогда?
Р: - Точнее он задания не доделывает…
Пс: - А когда он их не доделывает?
Пс: - А где в это время находится учитель в этой ситуации?
Т.е. где в ситуации, когда ждут проявления воли и инициативы находится значимый взрослый?
Вместо того чтобы говорить «он …» или «у него...» стоит думать и действовать из позиции «Я попробую…» или «я экспериментирую в отношении того-то и, того-то…» Т.е. может стоит говорить об инициативности взрослого в этой ситуации?)
Самостоятельность и инициативность – это не то, что идет из ребенка, а это атрибут ситуации общности ребенка и взрослого. Это происходит в момент Встречи прошлого (неактуализированного опыта ребенка) и его будущего. Например, учитель говорит: «Завтра будет интригующая вещь!». И ученик сам за ночь читает весь учебник. Но такое встретишь не часто… Задача обучения - чтобы прошлое встретилось с будущим. И тогда возникнет Настоящее. Для этого нужен посредник (учитель, учебник). В развивающем обучении смысл учебника только в том, что ты можешь заглянуть в завтра.
Об инициативности можно говорить только тогда, когда есть встреча со своим образом будущего. Часто рисуется такой образ будущего, который наступать не может, он никогда не придет. Здесь и инициативы быть не может.
Чем ближе будущее (цель), тем нужно больше приноравливаться, приспосабливаться к изменениям, менять свои точки опоры. Это как, если ты хочешь залезть на гору. Сначала ты видишь ее издалека и принимаешь реальность ее покорения. Потом подъезжаешь непосредственно к горе, твое восприятие цели меняется. Затем ты начинаешь идти большими шагами, потом меняется почва, или появляются завалы деревьев, и тебе приходится перепрыгивать, переползать… потом ты устаешь и уже почти заставляешь себя двигаться дальше… порой почти ползешь на брюхе вверх. Что все это время тянет тебя вверх? Встреча со своим будущим - посмотреть вид с вершины, например. А если не тянет, то и лезть не стоит. Слезайте вниз. Найдите то другое что вам увлечет и поманит…
Часто случается, что учитель занимает позицию «я человека веду туда куда сам не иду, я его тяну. Я ведь все это уже знаю давно…»
Для развития самостоятельности и инициативности у ребенка у взрослого должен быть азарт. Когда он в сотый раз объясняет ребенку главу из учебника по математике – самому взрослому не интересно… Нужно найти для себя интригу, разжечь свой интерес в этой теме, т.е. делать то, что тебе по-настоящему интересно, т.е. мыслить. Мышление – это делание знание интересным себе.
Словами никого не переучишь, нужно менять свое поведение, свой подход к процессу.
Самостоятельность и инициативность у ребенка возможны, если есть взаимность со взрослым.
Самостоятельность связана с опорой, инициативность – с границами. При этом нет баланса между опорами и границами. Бывает инициативность без опоры, бывает самостоятельность без границ.
Опоры не могут быть данностью, они актуализируются. Часто взрослый выступает как образец, а нужно как средство, взрослый может опосредовать опыт, сделать актуализацию опор. Например, малыш не может достать мячик под диваном, пробует палкой выкатить – тоже не получается. Он вкладывает палку в руку папе и показывает, как нужно делать, чтобы достать мяч. Малыш как бы «нарастил» свою руку, он проявил инициативу, найдя себе новую опору (в виде папы). Инициатива (границы) выявляются вместе с опорами. Инициатива связана с преодолением и проявляется в действии, а не является заранее заданной.
Возвращаясь к развитию. Б.Д. Эльконин говорит: «Развитие - это когда нечто чужое оказывается «своё». Освоение культуры, есть ее полагание, как опоры, преодоление ее образцовости. Т.е. когда сам образец или взрослого можешь использовать, употребить, когда выстраиваешь свои опоры, т.е. сам стоишь - самостоятельность.
Т.е. инициативность и самостоятельность возможны только в акте встречи прошлого и будущего, и только в той мере в какой активность инициирует и поддерживает другой человек, как этот другой находит себе место в жизни первого. Т.е. взрослый здесь направлен на ситуацию, а не на личность ребенка. Лучше всего, когда ребенок «схватывает» изнутри перестройку опор и границ. Это лучше всего и безопаснее всего происходит в игре. Здесь и взрослому важно играть, иметь интригу и быть по-настоящему увлеченным, а не действовать по готовой методике.
И напоследок, стоит выбирать дело (например, тему лекции или тренинга) которое по-настоящему интересно, если хочешь приобщить к этому другого человека. После тренинга, насладившись результатом, провести еще раз анализ «где я не домыслил…», что не доделал, и если что-то не вышло, то решить, что это был черновик. Чтобы на следующей лекции приблизиться к созданию «беловика».