Категория «гендер» в современном научном знании

Категория «гендер» в современном научном знании

Термин «гендер» не имеет адекватного перевода на русский язык и является «калькой» с английского слова «gender». Н.И. Абубикирова, исследуя происхождение термина, дала одно из первых определений понятия «гендер» в российской науке: «гендер – социальное отношение; не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений» [Абубикирова Н.И., 1996. С. 124].

В американском справочнике по философии предлагается такое определение: «гендер – социокультурная дефиниция понятия женщина и мужчина, предполагающая изначально установленное различие их социального положения» [Hornsby J., 1995. P.305]. Тереза де Лоуретис, обратившись к американскому словарю наследия английского языка (American Hieritage Dictionary of English Language), выяснила, что первое значение слова «гендер» - «грамматический род», второе - «классификация пола; пол» [Lauretis Т. de, 1987].

Впервые во внеграмматическом контексте термин «гендер» был использован американским психологом Р. Столлером в 1968 г. в книге «Пол и гендер» [Stoller R., 1968]. Вслед за Р. Столлером противопоставила понятия «пол» и «гендер» американская феминистка-антрополог Гейл Рубин в середине 1970-х годов. Она обратила внимание на социокультурный контекст дефиниции «гендер» («gender»), противопоставив ее биологическому полу («sex»). Причиной обозначения системы «пол/гендер» стало то, что автор, проанализировав работы З. Фрейда и К. Леви-Стросса, отметила, что, во-первых, социальный опыт мужчины и женщины кардинально различается, а во-вторых, сексуальность, понимаемая в данном контексте как сексуальное поведение, детерминирована социокультурно. Гейл Рубин, рассмотрев системы родства и различные обряды, в которых женщины всегда являются товаром, а мужчины — партнерами по обмену, ввела понятие «обмен женщинами». Автор рассматривает систему «пол/гендер» как идеологическую, акатегорию «пол/гендер» как «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности» [Рубин Г., 2000. С. 91]. Пол, будучи только лишь биологической характеристикой, получает в обществе социальное наполнение и становится причиной стратификации.

Во второй половине XX века термин «гендер» начал использоваться в философии, лингвистике, истории, социологии, психологии сначала в зарубежной, а впоследствии и в отечественной науке. В 1970-х годах категория гендера преимущественно использовалась для описания «женского» по сравнению с «мужским». Такой подход был создан в противовес традиционной, «мужской» науке, где мужчина был нормотипическим образцом. Акцент делался на толковании женской истории, женской психологии, которые выливались в особые женские практики и специфическое женское переживание. Это понимание гендера доминировало преимущественно в женских исследованиях (women’s studies), которые предшествовали гендерным исследованиям (gender studies). В 1980-х годах понимание понятия «гендер» трансформируется, в научном знании не делается акцента ни на мужском, ни на женском поле, а изучается женственность, мужественность и связанные с ними социокультурные ожидания.

 Каждая научная дисциплина, опираясь на базовую дихотомию «пол-гендер», вносит свою, отражающую специфику и задачи науки, коннотацию в категорию «гендер».

В классической философии категория «гендер» понимается как совокупность социальных конструктов и репрезентаций, а не данность, закрепленная природой [Современный философский словарь, 1998. С. 177]. Феминистская философия, к которой относятся такие авторы как Джудит Батлер [2000], Рози Брайдотти [2000], Люси Иригари [1985], преимущественно направленная на изучение механизмов воспроизводства и функционирования женской субъективности, уходит от дихотомии «пол/гендер», детализируя понятие. Так, Люси Иригари [Irigaray L., 1985], анализируя женскую субъективность, не считает пол биологически дан­ным, а гендер - социально конструируемым, так как она преодолевает дихотомию социального и биологического в своем понятии о половом различии. Для Люси Иригари пол не является биологической категорией, а половые различия не сводятся к анатомическим различиям между мужчинами и женщинами. Современная феминистская философия отказывается от практик бинарного философского мышления, обосновывая многообразие типов субъективности (гендеров) в современной культуре (например, квир-идентичности, гомосексуальные и транссексуальные идентичности) [Жеребкин С., 2001. С. 425]. Джудит Батлер обозначает гендер как процесс конструирования идентичности и образ жизни, подлежащий манифестации. Гендер определяет социальный статус мужчин и женщин и несет на себе политический оттенок [Батлер Д., 2000]. Для Джудит Батлер не только гендер, но и пол является социальным, культурным конструктом.

Работы Гейл Рубин [2000], Джудит Батлер [2000], Рози Брайдотти [2000], Люси Иригари [1985] имеют особое значение для социально-психологической теории, так как в сложной структуре социальных отношений в систему анализа включается новый компонент (гендер), который является основой многих социальных изменений. Эти работы позволяют не только увидеть иерархичность статусных позиций мужчин и женщин в обществе, но и понять причины ее возникновения. По мнению авторов именно система «пол/гендер» является причиной возникновения существующей в обществе иерархии, когда мужчины обладают более высоким статусом, нежели женщины.

Особый взгляд на понятие «гендер», обусловленный и несколько суженый спецификой научного знания, существует в лингвистике, которая не нуждается в таком масштабном определении поля гендера как философия. Для лингвистики наиболее важным является то, что гендер культурно обусловлен и манифестируется в языке и коммуникации [Кириллина А.В., 1999. С. 24]. Скорее с позиций полоролевого подхода[1] обращается к категории гендера социопсихолингвистика, «научно редуцируя «женский» и «мужской» язык до особенностей языкового поведения полов» [Горошко Е., 2001. С. 509].

Значимое место занимает понятие «гендер» в истории. До начала 1980-х годов в исторических науках существовала такая отрасль знаний как женская история (историческая феминология), которая противопоставлялась традиционной, «мужской» истории. Американским историком Джоан Скотт было предложено более адекватное понятие — гендерная история. Джоан Скотт видит гендер как сеть властных полномочий, «особое поле, на котором артикулируются властные отношения и коллективные иллюзии» [цит. по Пушкарева Н. Л., 2001. С. 294]. В этом проблемном поле гендера автор рассматривает комплексы символов, характеризующие мужчину и женщину в культуре, социальные нормы, социальные институты, характеризующие социальные отношения; гендерную идентичность как проблему самовыражения. Таким образом, основным объектом внимания Джоан Скотт становится система социальных отношений: «осознание гендерной принадлежности – конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол — это приоритетный способ выражения властных отношений» [цит. по Лорбер Дж., 2000. С. 76]. Джоан Скотт рассматривает такие категории как пол, раса, класс и возраст как формирующие гендерную систему.

В социологии гендер определяется как «социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним» [Большой толковый социологический словарь, 1999. С. 109-110]. Акцент делается на том, что деление на мужское и женское есть социально сконструированное деление, а мужчины и женщины рассматриваются как две большие социальные группы. Английский социолог Э. Гидденс [1999] обращает внимание на то, что гендер не связан с биологическими различиями между мужчинами и женщинами, но он является основой формирования мужественности и женственности как социальных характеристик. Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина [2001] отмечают, что гендер является основой воспроизводства гендерного неравенства.

В психологическую науку термин «гендер» вошел относительно недавно, и появление нового понятия повлекло за собой возникновение и развитие такой новой области знаний как гендерная психология. Можно назвать некоторые работы отечественных и зарубежных авторов по этой тематике: С. Бем [2004]; Ш. Берн [2001]; М.В. Буракова [2000]; Е.Ф. Иванова [2001]; И.С. Клецина [2004]; Л.Н. Ожигова [2000]; Практикум по гендерной психологии [2003]; Н.К. Радина [1999]; Г.В. Турецкая [1998]; Н. В. Ходырева [1998].

В последнее десятилетие гендерная проблематика в социальных науках развивается в рамках социального конструкционизма К. Гергена [1995]. Эта теория является признанной социально-психологической концепцией и ее развивают ведущие отечественные психологи (см: Г.М. Андреева [2002, 2005], В.Ф. Петренко [2002]). В основе конструкционизма лежат следующие идеи и теоретические постулаты: 1) знание не может принадлежать одному человеку, оно продукт совместной деятельности людей; 2) знание конструируется в ситуации дискурса, в процессе взаимодействия групп людей и общества в целом; 3) любое объяснение мира – это соглашение (конвенция), которое значимо только в том контексте, где оно было сконструировано; 4) устойчивость форм понимания мира зависит от особенностей социальной ситуации; 5) эти формы включаются в социальную деятельность и начинают ее определять. Таким образом, теория становится средством «преобразования действительности» [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001; Шихирев П.Н., 1999; Герген К., 1995].

В рамках теории социального конструкционизма такие категории как социальный класс, этнос, гендер и, соответственно, статусы, которых индивид достигает, примыкая к одной из этих категорий, являются социально сконструированными. Сторонники социального конструирования (П. Бергер, Г. Гарфинкель, И. Гоффман, Д. Зиммерман, Джудит Лорбер, Т. Лукман, Кэндес Уэст) рассматривают гендерный порядок общества как социальный конструкт.

Рассмотрим определения категории «гендер» и основные взгляды авторов, придерживающихся идеи социального конструирования гендера. Американский социолог Джудит Лорбер определяет гендер как социальный институт [Lorber J., 1994]. Она считает, что религия, язык, культура задают определенные нормы, которые основаны на гендерных различиях. Иерархическая структура всех социальных институтов построена на гендерных различиях. Таким образом, гендер определяет не только такие частные процессы как межличностная коммуникация или взаимодействие в семье, но он определяет социальные отношения и является причиной социальной стратификации, которая обусловливает иерархию в обществе. Гендер как социальный институт, как «организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами» [Лорбер Д., 2000. С. 75] существует и функционирует до рождения отдельного индивида. В свою очередь индивид, социализируясь, воспроизводит и поддерживает существующую гендерную структуру, которая, таким образом, начинает воспроизводиться на уровне межличностных отношений. Джудит Лорбер и Сьюзен Фаррелл [2000] в своей работе отмечают, что можно встретить общества, которые являются расово и этнически гомогенными, но невозможно найти общество, которое было бы гомогенно в гендерном отношении.

И. Гофман, Г. Гарфинкель, Кэндес Уэст и Д. Зиммерман рассматривают гендер как систему межличностного взаимодействия. И. Гофман как представитель интеракционизма, не ограничивает гендер набором ролей, усвоенных в процессе взаимодействия, вводя понятие «гендерный дисплей» [Goffman E., 1976]. «Гендерный дисплей - многообразие представления и проявления мужского и женского во взаимодействии» [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 2001. С. 162-163]. Гендерный дисплей рассматривается И. Гофманом как основной механизм создания гендера на уровне межличностных отношений, он социально обусловлен и поддерживает существующие гендерные отношения, воспроизводя дихотомичные модели полотипичного поведения.

Г. Гарфинкель [Garfinkel H., 1984] обращает внимание на то, что гендер (гендерная идентичность) создается на практике, в процессе межличностного взаимодействия. При этом биологический пол не обязательно детерминирует процесс и результат создания гендера. Работа Г. Гарфинкеля позволила Кэндес Уэст и Д. Зиммерману переосмыслить дихотомичную систему «пол/гендер», добавив в нее промежуточный компонент - «категоризация по полу» (приписывание пола). Пол трактуется авторами как «определенность, основанная на использовании социально принятых биологических критериев для классификации индивидов как женщин или мужчин» [Уэст К., Зиммерман Д., 2000. С. 195]. Критерием для классификации могут быть гениталии или хромосомный тип. Категоризация по полу имеет социальное происхождение, потому что наличие мужских или женских гениталий не обуславливает того, что индивид будет категоризирован в соответствии с ними. Гендер же рассматривается как нечто созданное (doing gender), достигнутое, включающее в себя «комплекс социально контролируемых действий, целью которых является выражение мужской и женской «природы» [Там же, С. 194].

Итак, социологический подход связывает категорию гендера с социальной стратификацией и видит в гендере основу конструирования маскулинности/фемининности (Э. Гидденс), причину воспроизводства гендерного неравенства (Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). Этой же идеи придерживаются сторонники социального конструирования гендера (П. Бергер, Г. Гарфинкель, И. Гоффман, Д. Зиммерман, Джудит Лорбер, Т. Лукман, Кэндес Уэст), понимающие гендер как социальный конструкт. Феминистская теория (Гейл Рубин, Джудит Батлер, Рози Брайдотти, Люси Иригари, Джоан Скотт) делает акцент на политической составляющей понятия «гендер», обращая внимания на то, что гендер создает систему общественной иерархии ролей и статусов мужчин и женщин. Рассмотренные нами в рамках социального конструкционизма идеи американских социологов (Джудит Батлер, Г. Гарфинкель, И. Гофман, Д. Зиммерман, Джудит Лорбер, Кэндес Уэст, Сьюзен Фаррелл) оказали большое влияние на развитие отечественной и зарубежной социальной психологии. Сторонники социального конструкционизма в первую очередь обозначают проблему социальной детерминации межличностного и межгруппового взаимодействия, а так же взаимодействия на уровне общества, где пол и гендер обусловливают дифференциацию ролей мужчин и женщин.

В социальную психологию понятие «гендер» вошло совсем недавно, и нельзя говорить о том, что в рамках этой науки сформировалось особое понимание гендера. Социальные психологи чаще всего использует определения понятия «гендер», предложенные сторонниками социального конструкционизма. Так, американский социальный психолог Шон Берн отмечает, что гендер в психологии понимается как социальная характеристика, которая позволяет людям давать определения понятиям «мужчина» и «женщина» [Берн. Ш., 2001. С. 21]. Психолог Сандра Бем определяет гендер следующим образом: «Гендер — совокупность социальных и культурных норм, которые в обществе посредством власти и доминирования предписывается выполнять людям в зависимости от их пола» [Бем С., 2004, С. 281]. Отечественный социальный психолог И.С. Клециной предлагает такое определение: «Гендер — специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме» [Клецина И.С., 2004. С. 71]. Все предложенные определения отражают идеи социального конструкционизма, заключающиеся в том, что вся социальная реальность (в том числе и гендер) создана, сконструирована членами общества.

Итак, появление в 1970-х годах термина «гендер» как противопоставление понятию «пол» приводит к появлению интереса к новой области научного знания - гендерным исследованиям, в рамках которых пол рассматривается как биологическая категория, а гендер как социокультурная. В отечественной науке дефиниция «гендер» стала использоваться в начале 1990-х годов. Гендерное направление в отечественной науке развивается в рамках теории социального конструкционизма, сторонники которого придерживаются мнения, что такие категории как этнос, класс, гендер, возраст являются социально сконструированными. Гендер формируется в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия и обуславливает дифференциацию ролей и иерархию статусов людей в зависимости от их половой принадлежности.

 

[1] Полоролевой подход как научная теория противопоставляет мужчин и женщин, делая акцент на том, что все различия между ними (социально-психологические характеристики, роли, язык, стиль поведения и др.) обусловлены биологией (полом). В рамках полоролевого подхода считается, что у каждого пола есть свое предназначение, свои модели поведения, реализация которых на практике обеспечивает как успешность отдельной личности, так и процветание общества.





Просмотров: 3104
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Понятие «гендер» и современные гендерные теории
  • Пол, гендер, сексуальность. Кто такие квиры?
  • Гендер
  • Гендер и Эдипов комплекс
  • Гендер и зависть
  • Гендер Многоликий
  • Пол, гендер и ориентация
  • Пространство образования и гендер
  • Психосоматика акне. Часть 3. Гормоны, гендер, полоролевое поведение
  • Мужчины, женщины, гендер, феминизм. Или чего хотят женщины?
  • Социальный стереотип как составляющая иррационального социального познания
  • Бактерия Хеликобактер не является причиной болезней желудка. Новое мнение в науке
  • Игра на выживание: практический эксперимент для исследования стратегий социального взаимодействия
  • Проблема взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в формировании личности
  • Особенности межличностных отношений в гомогенных и гетерогенных социальных группах
  • Развитие социального интереса в семье
  • Есть ли мозг у гендера?
  • Гомосексуальность в структуре гендера
  • Главная разница между мужчинами и женщинами в понимании отношений.
  • Устройство общества на основе социально-психологических концепций
  • Понятие субъект труда - как фундаментальная категория психологии.
  • Отличия женщин от мужчин? Гендерная идентичность.
  • Философия авантюризма и децентрация субъекта в психотерапии и задачах социального дизайна.
  • "Настоящая женщина" - набор социальных ролей.
  • 22 архетипических лайфхака для развития социального творчества женщины
  • Понятие соматизации в современной науке и основные объяснительные модели
  • Что является причиной гнева?
  • Психология конструирования будущего/ 1966: Социальный конструкционизм
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Что является самой частой причиной увольнения?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь