|
Развитие социального интереса в семьеАвтор статьи: Анна Михайловна Бутынец (Аксёнова)
Проблемы, рассматриваемые психологией, касаемо социального интереса, затрагивают каждого человека. Такие проблемы как «комплекс неполноценности» или «комплекс превосходства» знакомы каждому и у многих вызывают интерес; каждому присуще чувство неполноценности и стремление к успеху или превосходству, которые являются фундаментом всей психической жизни человека. Вопрос о развитии социального интереса наиболее широко и авторитетно был рассмотрен в трудах Альфреда Адлера. "Социальный интерес" (Gemeinschaftsgefuhl), можно перевести как "чувство общности", в отличие от своих частных интересов и озабоченностей, вклад в общее благосостояние. Адлер понимал социальный интерес как врожденную потенциальную способность человека идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства человека по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Социальный интерес начинает развиваться и прививаться ребёнку в семье. По мнению Адлера это развитие начинают «идеальная мать» и «идеальный отец», которые создадут идеальные условия для гармоничного развития здоровой личности своего ребёнка. Идеальная мать обладает настоящей любовью и забой к людям. Крайне необходимо матери проявлять её нежность к мужу, к другим детям и людям в целом. Однако если мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же мать будет предпочитать исключительно своего мужа, избегая детей и общества, её дети станут чувствовать себя нежеланными, обманутыми, никому не нужными в жизни, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Идеальный отец – это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать эмоционального отгороженности и родительского авторитаризма. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство. В случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес, к тому же это плохой пример во взаимоотношениях между людьми. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Адлер считал, что родители и учителя должны стимулировать общественный интерес у детей с раннего возраста, давая детям знания и создавая ситуации, которые помогли бы детям продуктивно взаимодействовать со своей семьёй или большой группой людей. Родители и учителя должны учить детей тем видам деятельности, которые были бы полезным для других людей. Детей в возрасте от трех лет можно научить выполнять простые бытовые работы, которые помогают другим членам семьи или помогают всей семье в целом. На ранних годах жизни нет особых различий в воспитании социального интереса у мальчика и у девочки. Однако через несколько лет может возникнуть проблема, которую Адлер описал так: «девочка приходит в этот мир с предрассудком, постоянно звучащим у неё в ушах, который призван отнять у неё веру в свою ценность, поколебать её уверенность в себе и разрушить её надежду сделать когда-либо что-либо стоящее... Очевидные преимущества быть мужчиной (в нашем обществе) являются причиной тяжелых психических нарушений в развитии женщин». Становится ясно, что воспитание детей разных полов должно быть со своими особенностями. Не составляет исключение и воспитание социального интереса. Итак, если человеку свойственен социальный интерес, то он будет вести «полезный» стиль жизни. Если человек не имеет общественного интереса, то он погружён в себя и заботится только о самом себе. Такой стиль жизни можно назвать “бесполезным”. Свойственен ли будет социальный интерес отдельно взятому человеку или нет будет зависеть во многом от того как его семья будет воспитывать, будут ли родители обладать социальным интересом, как они будут относиться друг к другу и к окружающим. Без социального интереса и близкими к нему понятиями эмпатии и мотивации аффилиации человек не будет обладать здоровой личностью. А не обладая здоровой личностью он не сможет развиваться, приносить пользу окружающим и самосовершенствоваться. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|