Быть живым и действующим! Эмоция интереса.

Быть живым и действующим! Такую возможность каждому из нас прежде всего дает переживание эмоции интереса. О ней и хочется рассказать в этой статье. Эмоцию интереса ряд авторов относят к базовым человеческим эмоциями. Это означает, что она эволюционно связана с целенаправленным поведением по удовлетворению наших насущных потребностей и, кстати, переживается чаще, чем любая другая эмоция.

Немного биологии. Зародилась психическая способность испытывать интерес на основе врожденной реактивности, то есть способности любого организма откликаться на изменения в среде. Но реактивность пассивна, когда организм реагирует только на то, что принесла ему среда. Тогда как возможность переживать эмоцию интереса - это следующая ступенька в эволюции, дающая организму активно взаимодействовать со средой. И эта возможность базируется на потребности поисков ресурсов в среде. Благодаря интересу индивид устремляется в определенном направлении или к определенной цели, которая является для него «питательной». Поэтому интерес как эмоция сопровождается общим подъемом психического возбуждения и побуждает к действиям, поисковой активности. К.Э. Изард в своей книге «Психология эмоций» дает этой эмоции двойное наименование – «интерес-возбуждение». Чем выше возбуждение и влечение, тем значимее цель для индивида. Исследования показали, что при актуализации эмоция интереса сначала сопровождается снижением частоты сердечных сокращений. Индивид как бы замирает, что видимо служит оптимальным условием для приема сенсорной информации. Дальше частота сердечных сокращений либо нормализуется, либо повышается, когда организм собрался действовать в направлении своего интереса. Когда организм испытывает интенсивную эмоцию интереса, то физиологические потребности (голод, усталость, боль) отходят на второй план.

Каждый человек уникален в своем переживании интереса. Даже маленькие дети избирательны в своем внимании. Они игнорируют или активно отвергают то, что им не нужно, и направляют свой интерес на то, что им нужно. Предпочтение игры с самолетиками и машинами одним мальчиком, роботами и суперменами другим, животными третьим уже дает нам картину избирательности интересов. Именно переживаемый интерес подсказывает область, в которой лежит естественная жизненная активность конкретного человека. Проблемы возникают, когда в процессе социализации, ребенка отучают ориентироваться на свой естественный интерес и следовать правилам. Вырастает человек, который не понимает, кто он, потому что чувствование своего Я и авторства собственных действий возможно только через переживание интереса. Обнаружение собственных интересов у взрослых людей может сопровождаться удивлением. Когда человек решает перестроить свою жизнь и следовать не некритично усвоенным правилам, а своему естественному интересу, то ему нужно быть готовым узнать о себе неожиданное. Как писал замечательный американский психолог русского происхождения Сильвин Томкинс: «Я – это прежде всего то, что меня возбуждает».

Переживается интерес целым комплексом реакций. Во-первых, это повышение общего тонуса и направленность внимания на объект интереса, сосредоточенность на нем. Во-вторых, возникает желание действовать: исследовать объект интереса, познать его, поглотить информацию о нем. Интенсивный интерес может переживаться как захваченность, зачарованность, завороженная поглощенность, увлеченность. Могут быть реакции изумления и удивления, связанные с объектом интереса. А еще в паттерн переживаемых реакций входят эмоции радости и удовольствия. Удовольствие от процесса и радость от соприкосновения с чем-то субъективно значимым. Все знают, что дети играют с удовольствием. Кстати, когда мы чем-то заинтересованы, увлечены, то поглощаем меньше пищи, только физиологически необходимые объемы. Потому что гормоны удовольствия получаем через интересную деятельность, движение к значимой цели, а не через пищу, и заполняем свою жизнь переживаемым событием, а не едой.

Интерес может смешиваться и с тревогой, и со страхом. Тревога и страх возникает, когда объект интереса еще не изучен, и может нести какую-то опасность, или когда наших ресурсов на активное взаимодействие с ним может быть не достаточно. Тогда мы с осторожностью приближаемся к нему, готовые в любую минуту отказаться от опасного предприятия.

Интерес связан с достижениями. Интерес заставляет организм обрабатывать информацию, связанную с объектом, поэтому он играет исключительную роль в формировании навыков, умений и развитии интеллекта. Эмоция интереса заставляет человека дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать, что и приводит к развитию конструктивных, исследовательских, художественных и любых творческих форм активности. Только устойчивость интереса позволяет постигать предмет с такой глубиной, и с таким упорством, что это может стать для человека своего рода образом жизни. И в итоге, возможно, привести к серьезным достижениям. При этом между вдохновенным замыслом и конкретным результатом могут лежать дни, месяцы, годы приобретения опыта, множество пробных удачных и неудачных попыток, переосмыслений и переделывания. Человеку приходится учиться регулировать силу возбуждения интереса: снижать, когда интерес побуждает к быстрому получению результата, не давая времени привести все в надлежащий вид; повышать, когда человек застревает на оттачивании деталей и так и не «выходит на сцену». Надо быть готовым и к тому, что интересная идея, за которой человек двинулся может оказаться не достижимой или разочаровывающей. Поэтому творческая активность часто сопровождается тревогой, так как связана со свободой выбора и столкновением с разнообразием возможностей при отсутствии гарантированного результата. Поэтому так часто люди отказываются от самостоятельной деятельности, предпочитая стереотипные и стабильные формы активности.

Человеческое существо представляет для каждого из нас наибольший интерес, чем любой другой живой организм, предмет или ситуация. Это показали исследования. Но зачастую люди испытывают сильное, останавливающее смущение, если чувствуют интерес к другому человеку. Или им страшно ощутить этот интерес, потому что кажется, что это сразу влечет за собой последствия, с которыми сложно будет справиться. И некоторые люди отказываются от влечения к другим людям, сильно обедняя свою жизнь. А есть те, кто пытается заставить себя испытывать интерес ко всем подряд, забывая про избирательность, с которой действует наш естественный интерес.

Не отпускающий интерес, слишком длительное возбуждение, могут свидетельствовать о том, что не удается достигнуть чего-то жизненно-важного, но оно где-то здесь, близко. Кажется, что вот еще приложи усилия, и получишь то, что хочешь. Если это длиться слишком долго, то организм сначала мобилизует все резервы, а затем приходит к истощению. Возникают чувство опустошенности, ощущение исчерпанности эмоциональных и физических ресурсов. Чтобы не допускать этого, необходимо быть чувствительным к ощущению пресыщения. Пресыщением и раздражением организм дает понять, что интерес либо удовлетворен, либо действие стимула слишком длительно и уже превышает возможности его «переваривания». А так же важно осознавать цель своего интереса, это дает большую свободу в обращении с этим возбуждением. Естественным для любого организма является смена состояний, когда период включенности, интереса сменяется периодом покоя, не затронутости. Не заинтересованность, безразличие являются естественными состояниями, когда в актуальной ситуации нет ничего, что бы соответствовало интересам и нет организмического дефицита, который требует действий по его устранению.

Часто бывает другая проблема, связанная с интересом, вернее, с его отсутствием. Это когда человек страдает от того, что ему трудно обнаружить, что или кто вызывает его интерес. Длительное блокирование переживания эмоции интереса приводят человека к апатии, хронической скуке, ощущению пустоты в жизни. Человек что-то хочет, но мается, переживая невозможность найти источник интереса для себя. Это может сопровождаться чувствами тоски и печали, из-за того что, что-то важное в жизни не случается. Так как именно интерес сопровождается повышением общего тонуса и побуждает к действиям, то без этого никто из нас не может чувствовать себя полноценно «живым и действующим» (с). Поэтому, чтобы жизнь стала более увлекательной, будьте внимательны к себе и к переживанию, которое можно назвать интерес-возбуждение.

 

Статья написана по мотивам книги К.Э. Изарда «Психология эмоций».

Автор Кириллова Елена, клинический психолог, гештальт-терапевт (г.Тольятти).



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Брошенные дела, мёртвые отношения. Когда нет интереса.
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Формирование интереса и активности у общающихся сторон
  • Нет интереса к жизни, не хочется жить. Где корни печали? И где выход?
  • Потеря интереса к жизни
  • Отсутствие интереса в жизни (мои размышления, а как видите вы?)
  • Как связаны интерес к себе и к другим
  • Если пропал интерес к жизни...
  • Отсутствие внутреннего интереса к себе - мне скучно
  • Нужно ли что-то делать, чтобы мужчина проявил к тебе интерес
  • Про насилие, телесную чувствительность и потерю интереса к сексуальной жизни
  • Как обрести интерес и радость жизни?
  • Расстановка из интереса
  • Как испытывать искренний интерес к собеседнику
  • Почему, как только я начинаю привязываться к мужчине он теряет ко мне интерес
  • Свой интерес
  • Как избавиться от ТРЕВОГИ? ТРЕВОГА – обратная сторона ИНТЕРЕСА.
  • Есть ли у вас способность проявлять искренний интерес?
  • Два вида интереса к юмору
  • Понимание - враг интереса
  • Войти в контакт с собой. Интерес к жизни.
  • Что делать в случае, если родственник теряет интерес к жизни.
  • Как вызвать у себя интерес?
  • Как почувствовать «вкус» интереса в профессии.
  • Развитие социального интереса в семье
  • Пропал интерес к жизни!
  • Интерес к себе.
  • Научиться любить себя.4. Интерес.
  • Сохранение сексуального интереса в продолжительных отношениях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь