|
От 3 до 5 лет: Если сын проявляет интерес к женским аксессуарам…Автор статьи: Догадова Анна Валериевна
В настоящее время дошкольник в процессе своего развития подошел к такому периоду, когда он начинает учиться осознавать отличия людей по полу, но еще не придает им решающего значения. Такое освоение представлений о половых различиях будет длиться до четырех лет. К пяти-шести годам ребенок уже уверенно сможет идентифицировать себя с полом, осознавая необратимость половой принадлежности. В этом возрасте психологически "переделать" пол практически невозможно. Так будут складываться шаги в развитии ребенка, если уже сейчас скорректировать (подправить и направить) в полезном направлении меры воспитания и взаимодействия родителей с сыном. Отмечу: подражание - это основной способ научения в детстве. Потому, крайне неблагоприятное влияние оказывает искажение нормальных образцов поведения мужчин. Мальчики при этом часто отвергают вместе с отрицательными поступками отца и положительные проявления его мужественности. Также, взаимоотношения между папой и мамой неизбежно сказываются на восприятии ребенком самого себя. Если в своем общении с супругом (супругой) вы проявляете открытое обесценивание, грубую критику по половой принадлежности, недовольство выполнением родительскими обязанностями и произносите это в своей речи в присутствии ребенка, то неизбежно он начинает переносить ваши взаимоотношения на себя. Например, на эмоциональном уровне может формировать реакции, при которых будет демонстрировать защитное поведение от страха, что мама и папа спорят потому, что он плохой. Или папа недоволен мамой, а мама плачет или переживает, или мама выражает недовольство папой, а он в ответ на эмоциях резко реагирует, тогда боль причиненная маме может, в некоторых случаях, восприниматься мальчиком как признак мужского поведения. Такое восприятие может усугубиться и тогда, когда с папой слаба положительная эмоциональная связь и он, как бы, закрывается (или закрыт) от контактов с сыном. Отсюда могут формироваться дальнейшие проявления сына и старания походить на маму, чем на папу. Так ребенок защищается от негативных переживаний. Происходит это с ним бессознательно и непроизвольно. Таким образом, для благоприятного формирования представлений о половой принадлежности, полезно, контролировать свою речь по поводу ваших недовольств и выяснять отношения без присутствия сына. Следующий важный момент заключается в том, что мама не должна быть слишком нежной, или, наоборот, часто наказывающей, или эмоционально неустойчивой. Также в процессе игры с сыном нужно отказаться от фраз типа: «делай как мама» или «будь как мама». Полезно употреблять фразы типа: «делай вместе с мамой», «давай сделаем вместе с папой». В сюжетных играх мальчиков должны присутствовать игрушки, которые отражают весь спектр ролевых отношений (игрушки позволяющие проигрывать и мужские и женские роли). Главное – это усвоение способов взаимодействия между ролями соответствующими разным полам. Потому является естественным для детей дошкольного возраста использовать самые разнообразные игрушки. Главное, подчеркивать в его играх его мужское начало. Например, «ты как настоящий мужчина, помог дедушке нести сумку» или «ты настоящий мальчик - такой ловкий и быстрый» и т.д. Конечно, важно формировать одновременно образ мужчины по внешним признакам (одежда) и по физиологическим признакам (половые отличия). Следующее: если папа проявляет чрезмерную строгость по отношению к сыну, то это может приводить к тому, что сын перестает чувствовать потребность подражать и учиться у папы. А это противоречит естественной потребности в развитии половой идентичности (сходности) у сына, так как в семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок. Также, отсутствие положительных эмоциональных контактов с папой может повлиять на характер мальчика. Могут развиться черты покорности, беспечности, изнеженность. Аналогичная ситуация будет складываться и в тех случаях, когда папа самоустраняется от контактов с сыном. Здесь отмечу, что в результате отсутствия полноценного взаимодействия с папой ребенок может, как бы, добирать (бессознательно) эту нехватку общения через подражание негативным стереотипам поведения (брань, курение и др.). При таком поведении он определенно получает больше внимания, чем когда ведет себя тихо-мирно. Следовательно, и мама, и папа должны обращаться и давать массу внимания сыну, когда он просто играет или что-то рассказывает. В противном случае, у ребенка будет формироваться привычка, что, если он делает что-то необычное, непривычное- то все сбегаются к нему и заняты только им. А детская психика так устроена, что ради внимания родителей ребенок может делать все что угодно, главное – получить это внимание. Потребность во внимании является базовой движущей силой на протяжении всей нашей жизни и от того, как она удовлетворяется в период детства, зависит благополучие ребенка в будущем. В процессе воспитания и развития мальчика, вам, родители, полезно подкреплять разницу проявлений в общественной жизни мужских и женских ролей. Научите сына, что интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Обращайте внимание на то поведение сына, когда он проявляет силу, смелость и инициативность. Даже если вам кажется, что в его робких попытках нет ничего такого – поверьте, вы ошибаетесь. Если сейчас, в его робком движении, вы увидите его желание достигать и совершать новые поступки, осваивать новые способы и будете говорить сыну об этом, хвалить его, радоваться вместе с ним его первым успехам, то, в дальнейшем, это движение станет для него частью самого себя, он станет идентифицировать себя как успешного и смелого. А это важные качества в жизни. И более того, ключ к этим качествам сына у вас в руках, уважаемые мама и папа. Если сын, в чем-то, еще отстает, научите его притязать на успех. Научите его радоваться успеху, без тисканий или жесткого родительского похлопывания по плечу. Научите его радоваться искренне и радуйтесь вместе с ним. Таким образом, вы поможете сыну не только эмоционально реагировать на разницу мужского и женского поведения, но и действенно освоить специфику мужской деятельности. Конечно, это происходит лучше, если вы поможете ребенку увидеть, что есть "мужчина", а что - "женщина". Ваш сын уже сейчас начинает проявлять поведение свойственное разным полам и это связано с тем, что он осваивает мир взрослых. Помочь узнать разницу ролевого поведения вы можете тогда, когда не только рассказываете ему об этом, но и поощряете его поведение, когда он начинает брать на себя роли своего пола. Это может проявляться в его отношении с представителями противоположного пола. Сын может начать вести себя "как мужчины" с мамой (тетей или бабушкой или другими взрослыми именно женского пола). Тут нужно отказаться от иронии по поводу такого поведения сына, так как он реализует свое детское стремление - представить себя как мужчину. Лучше одобрить его - ведь он так старается! Сейчас следует сказать об очень важном моменте. Если при всех адекватных мерах взаимодействия и воспитания мальчика, он все же проявляет поведение не свойственное его полу, то вопросы касаются его взаимоотношений с папой. От того, как отец ведет себя с сыном будет зависеть его половая идентичность. Если со стороны папы часто проявляются по отношению к сыну суровость, жесткость, если мало проявляются положительные эмоции по отношению к сыну или не допускается никаких эмоций, если от сына папа требует неукоснительной дисциплины, бесприкословного подчинения или папа самоустраняется вообще от контактов с сыном, то это может привести, как это ни странно, к развитию у ребенка очень женоподобных качеств, таких как жеманство, сюсюканье. Тогда, как папа заметит эти признаки своих реакций на сына и поможет себе и ему наладить отношения, всячески станет выражать свои чувства любви и радости сыну и себе, разрешит себе обнимать сына, будет с ним играть, усаживать на плечи, устраивать веселые кулачные бои с ним и т.д., то это кардинально повлияет на психологию восприятия сыном мужчин и мужского поведения. Папа станет желанным образцом для подражания, так как сын узнает, что мужские качества это и сила, и ловкость, и открытость чувств и т.п. через непосредственный контакт с папой. Это самое желанное для мальчика. Такое взаимодействие с папой создаст благоприятную почву для формирования выраженного здорового сексуального отождествления мальчика-дошкольника со своим полом и вырастания его настоящим мужчиной. * Все перечисленные характеристики можно скорректировать, следуя рекомендациям, указанным в тексте. Вы можете обратиться за индивидуальной консультацией +79146739107 Практикующий психолог Анна Валериевна Догадова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|