|
Вырастет из сына врун, если сын – врунишка? Почему ребенок лжетАвтор статьи: Ольга Ткачук
Ложь — это то, к чему все мы ежедневно прибегаем с целью облегчить себе жизнь. А.Камю
Если врут взрослые, чего же мы хотим от детей? Однако часто родители, обнаружив обман в словах или поступках ребенка, начинают бить тревогу, опасаясь, что из маленького врунишки вырастет лишенный нравственных принципов человек и переживают, где и что в воспитании они упустили. Попробуем разобраться, что заставляет детей обманывать, в каких случаях это оправданно и как бороться с детским враньём. Ложь или фантазия? Примерно до 3-4-х лет ребенок обычно не способен врать. Появление лжи в речи ребенка свидетельствует о наступлении нового этапа в интеллектуальном развитии ребенка – у него появляются зачатки логического мышления и так называемая «внутренняя речь». Он уже понимает, что такое хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Он начинает осознавать, что есть вещи, которые выглядят непривлекательно в своем истинном виде. У него появляется умение прикинуть в уме, что стоит говорить, а что – нет. Он уже умеет сделать умозаключение, что правда вызовет нежелательную реакцию взрослых. И он делает выбор – сказать неправду. И здесь можно в каком-то смысле даже порадоваться смышленности чада. Первая ложь наивна, и видна сразу. Чем старше становится ребенок, тем изощреннее становится его ложь. Кроме того, не стоит забывать, что возраст до 8 лет – это возраст развития воображения, бурной детской фантазии. Для этих малышей мир сказок реален. Ребенок фантазирует, придумывает мир, в котором он будет волшебником или персонажа, которого не существует в жизни, но он искренне верит, что он есть (вспомните хотя бы историю про малыша и Карлсона). Для взрослых же такой ребенок может показаться вруном, обманщиком, которого необходимо вывести на «чистую воду», строго наказать за вранье. Но основное отличие фантазии от целенаправленной лжи – это наличие выгоды, корысти от обмана. Эту разницу хорошо показал Николай Носов в своем рассказе «Фантазеры». Не стоит обвинять маленького выдумщика в целенаправленной лжи. Возможно, он станет писателем, режиссером, творческой личностью. Сделайте его «сочинительство» управляемым, контролируемым – пусть непоседа рассказывает вам о выдуманных приключениях, пофантазируйте вместе. Предложите ему вместе написать или нарисовать книгу про чудеса, сделать постановку его сказки, записывайте его рассказы. Совместная деятельность и доверие вызовут благодарный отклик в душе маленького человечка. Это поможет избежать больших проблем в дальнейшем его развитии. Когда начинать бить тревогу? Если вы заметили, что ребенок выходит за рамки фантазий, начинает намеренно врать, что за ложью стоит определенная выгода – получить что-то, избежать наказания и т.п. Постоянная ложь в возрасте 9 лет и старше обычно является знаком, что у ребенка накопились проблемы психологического характера. И в первую очередь это проблемы в отношениях с родителями, самая главная из которых – доверие. Часто дети не уверены, что могут быть честными и не пострадать от своих же мам и пап. Так что ложь для них – защитная реакция от всяких травмирующих ситуаций. Причины детского вранья и его профилактика 1. Страх наказания или унижения, защита от последствий. Это самый частый и самый ранний мотив для обмана. Около 70% опрошенных детей утверждали, что врали, потому что боялись наказания, пристыжения или гнева взрослых. Этот страх не появляется в душе малыша просто так. Если ребенок лжет из страха, то с большой вероятностью родители слишком рьяно и безапелляционно ругают, наказывают или стыдят ребенка за любой промах. Классический пример: случайно разбив вазу, ребенок сваливает вину на кота, чтобы избежать длительного стояния в углу в знак наказания (такой опыт у него уже был до этого). А никто из вас в детстве не выливал в унитаз суп, чтобы мама не ругала за то, что вы его не ели? Между тем, исследования показывают, что более сильное наказание не снижает вероятность лжи, а, напротив, повышает ее и делает ее более совершенной (чтобы уж скрыть наверняка). В этом случае родителям важно выстроить грамотную систему поощрений и наказаний. Обнаружив ложь, не стоит реагировать сгоряча. Физические воздействия, крики и оскорбления – в принципе не вариант. Сначала успокойтесь сами, потом успокойте ребенка и только после этого начинайте разговор. Объясните, в чем состоит его вина. Необходимо чтобы он понял, что ранил ваши чувства и поступил нехорошо, что вы наказываете его не за разбитую вазу, а именно за его ложь. Нельзя кричать на ребенка за каждую двойку, забытую тетрадь или разбитую чашку. Ребенок не должен бояться совершать ошибки, сколь бы серьезными они ни были, если эти ошибки не преднамеренны. Наказание должно быть соразмерно проступку ребенка и целесообразно по форме. Например, ограничение некоторых прав ребенка, лишение некоторых бонусов (поход в аквапарк, в кино), временное усиление контроля, строгое замечание. Самое лучшее наказание – естественное наступление последствий (разбил дорогой телефон – ходи со старым кнопочным). Помните, что вы не осуждаете не его личность, а его поступок. Разновидностью этой лжи также является так называемая «ложь во спасение», или «белая ложь», направленная на то, чтобы защитить другого человека или себя от беды, сохранить жизнь. Такой лжи родители даже должны специально учить ребенка и рассказать ему, что иногда ложь более спасительна, чем правда. Подобное вранье приемлемо в ситуациях встречи с потенциально опасными людьми. Например, оставшись один дома, ребенок может ответить незнакомым людям, звонящим в дверь, что родители спят. Или обмануть преследователя, спасая у себя в укрытии его жертву. 2. Желание самоутвердиться. Этот вид лжи характерен для детей постарше - школьников, подростков. Им надо завоевать авторитет у сверстников, повысить свой статус и выглядеть в глазах товарищей более важным, привлекательным, интересным. Например, они рассказывают, что общались с известным блогером или спортсменом, или преувеличивают доход родителей. Если такое случается редко, можно не беспокоиться: хвастовство и «игры в суперменов» для детей – обычное дело. Но если ребенок вновь и вновь преувеличивает свой социальный статус, значит, что он всерьез недоволен собой. Важно разобраться, почему он чувствует себя неуверенным, бесполезным или униженным. Может, над ним смеются и унижают его? Может, ему не хватает внимания, участия, тепла, поддержки, в первую очередь – ваших? Родителям важно давать ребенку чувство нужности, безусловного принятия, а также вовремя позаботиться об усвоении ребенком важных навыков. Чем старше становится ребенок, тем он сильнее боится выглядеть смешным из-за своего неумения, что еще в большей мере препятствует освоению навыка. Например, неумеющий плавать подросток будет бояться признаться в этом в компании и полезет на глубину, рискуя жизнью. 3. Защита от прессинга, завышенных ожиданий, вмешательства во внутренний мир. Ребенок обманывает, если родители предъявляют к нему требования, которым он не может соответствовать. Пример: сын, от которого мама и папа ожидали успехов, проваливает экзамены в институт. Тогда он принимает решение скрыть это и делает вид, что каждое утро ходит на учебу. Это же относится к сокрытию школьных отметок, вырыванию страниц из дневников и т.д. Излишние вопросы, выпытывание подробностей личной жизни у подростков также могут вызвать чувство загнанности в угол и спровоцировать ложь. Как бы ни хотелось узнать некоторые вещи, не стоит их выяснять, если ребенок сам не захочет раскрыться. Подумайте, что вам важнее: правда или доверие. И не стройте завышенных ожиданий – ребенок может не перенести вашего разочарования, если не сможет их оправдать 4. Получение желаемого. Когда ребенку нестерпимо хочется чего-то, но он уже знает, что «честным» способом это не заполучить, то начинает выдумывать разные предлоги, хитрить, скрывать. Пример: ребёнок пригласил своих друзей домой в отсутствие родителей, ничего об этом не сказав (знает, что родители не одобряют собрания у себя дома). Или зная, что родители никогда ему не позволять сходить в Макдональдс, стащит на этот поход деньги из кармана одноклассника. Чем чаще чадо слышит слово «нет», тем с большей вероятностью начнет врать. В таком случае нужно корректировать правила и запреты, предоставить больше самостоятельности ребенку. Также нужно объяснить, что получение желаемого может состояться при выполнении определённых заданий или правил, либо с помощью просьбы. 5. Проблемы в семье. Когда ребенок врет слишком много, это знак, что в семье что-то не так. Особенно это касается тех случаев, когда к вранью добавляются воровство и порча имущества. Обманное поведение в данном случае – жест отчаяния, крик о помощи. Часто такое случается с детьми, чьи родители разводятся или часто ругаются между собой. Например, ребенок может устроить кражу или испортить родительскую вещь – часто такого рода поступки скрывают попытку заставить родителей объединиться снова, хотя бы на какое-то время. Эта мотивация не осознается ребенком, но его действия ясно говорят о его потребностях. Ложь подростка чаще отражает неблагополучие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, 6. Пример окружающих. Большинство взрослых людей лгут чаще, чем отдают себе в этом отчет, и совершенно не задумываются над тем, как это отражается на детях. Например, часто родители сами обманывают детей, не выполняя данных обещаний. Или мама, желая сэкономить на билете, обманывает кассира в кино о возрасте ребенка – ребенок все это слышит и делает выводы, что не всегда можно говорит правду. Здесь профилактика очевидна. Как говорится, нечего на зеркало пенять… «Волшебная пилюля» для врунишек
Самое главное, что могут сделать родители, желающие видеть своих детей честными – создать отношения, основанные на доверии и быть честными по отношении к нему, к себе и к окружающим людям. И помните, что от вашей реакции на его однажды возникшую ложь будет зависеть, будет ли это случайным эпизодом его жизни или станет личностной чертой. Ибо все дети врут, но не все становятся лгунами. Книги о детской лжи в помощь родителям: - Николаева Е.И. «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи» - Пол Экман. «Почему дети лгут?» - Нагаева Л.К. «Ребенок говорит неправду! Фантазия или обман?» Статья в сокращенном варианте опубликована в журнале "Кудесница", №8, 2018
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|