Для работы с детьми я когда-то приобрела набор фигурок животных. С помощью фигурок дети охотнее рассказывают о себе, об отношениях с родителями и сверстниками.
Например, я прошу ребенка выбрать кто он из этих животных, кто мама, папа бабушки, дедушки. А тех, кто постарше, прошу представить, что эти животные - футбольная команда и надо каждому игроку (животному) дать название: "Голкипер-бабушка", "Нападающий- тетя", полузащитник-папа" и т.д. Очень увлекательно и одновременно с этим ребенок открывается и можно работать с ним легко.
Но оказалось, что и со взрослыми работа с фигурками дает отличные результаты. Клиентки сразу видят, как они выстраивают отношения с партнерами, мужьями, своими детьми. Какие они и какими качествами обладают.
Например, я прошу выбрать клиентку, какое она животное и какое животное её мужчина. И прошу поставить на столе эти фигурки так, как ей хочется. Интересно, но женщина всегда ставит в пространстве фигурки так, какие у неё отношения с партнером в настоящем моменте. Если конфликт, то она ставит животных мордой к морде (см.фото №2). Если муж - "подкаблучник" и безответственен, то ставит фигурку "мужа" позади себя (фото № 3). Ну а если отношения гармоничные (что правда бывает крайне редко), то клиентка ставит свою фигурку и фигурку мужа рядом (№4).
Вы можете также использовать фигурки в своей жизни.
Например, пришла к вам подруга в гости. Вы пьете с ней чай и ведете задушевные разговоры. И хочется чего-нибудь эдакого) Спросите её:" Маша, вот если бы ты была животным, то каким?" Попросите долго не думать, и назвать первое, что придет на ум. Попросите дать три самых точных эпитета относительно этого животного. Либо пусть опишет это животное.
Например, Маша говорит: "Я - кошка. Кошка, которая гуляет сама по себе. Она ласковая, но любит свободу. Ей нужно расстояние для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Когда она хочет, она подходит к своему хозяину и просит её погладить. Она расслабленная и любит, чтобы с ней играли".
И "вдруг", Маша понимает, что она и в жизни любит так, как кошка. Её устраивают и ей хочется именно такие отношения, какие провозглашает кошка.
Если у вас дети, то тоже можете применять фигурки в играх со своими детьми. Попросите ребенка поиграть с вами. Пусть он наберет собственную команду игроков футбольной (хоккейной).
Скажите ему: "Саша (Таня), набери команду из тех людей, которых ты хочешь". Ребенок обычно набирает команду из родственников и друзей. Если он старше 10-12 лет, то в команде, скорее всего, будут его ровесники, реальные ребята из школы. А если младше 10 лет, то команда будет состоять из его самого, его мамы, папы, дедушек, бабушек и других родных.
Посмотрите, какую роль он отводит для себя, для вас, для своих сверстников. Он капитан команды? Он вратарь? Или сидит на скамейке запасных? Играйте и вы. Наберите в свою команду тех людей (зверей), которых хотите видеть ядом с собой. Кто эти люди? Кто вы в этой команде: нападающий, защитник, вратарь?
Играйте с ним так, будто это и в самом деле настоящий матч. Активно командуйте игроками, двигайте фигурки руками. Но не нарушайте правил. Будет уместным объяснить ребенку правила игры до матча) Позвольте ребенку проявлять активность. Если вы мама с командным типом воспитания, то скорее всего, ребенок будет бояться наносить вам и вашей команде удары. Поощряйте его за смелость.
В процессе игры вы узнаете о своем ребенке много нового. За несколько минут вы узнаете о том, с кем дружит ваш ребенок, как складываются у него отношения с родственниками и сверстниками. И как бы ему хотелось, чтобы эти отношения развивались.
Просто наблюдайте. Не задавайте вопросы типа : "И почему ты не хочешь быть капитаном команды". Лучше скажите" О, полузащитник. Прекрасно" А когда поймете, почему он там , а не в другом месте, спросите его: "А не хочешь ли ты быть нападающим?" Если ребенок спокойно ответит, что ему и в защитниках хорошо, то это его выбор. Не надо насильно заставлять его быть тем, кем он по природе не является.
Итак, какое вы животное? Прямо сейчас напишите, кто вы и дайте три эпитета. Можно в комментариях)