Определение функций. Ротация и фальсификация типов. Оси рациональности-иррациональности.

 Ротация и фальсификация типов

Ротация функций предполагает «захват» ведущей, 1-й функции функциями, находящимися в бессознательном: 3-8. В этом случае можно говорить об активизации того или иного комплекса.

При кратковременной смене наблюдается психотическое состояние, эпизод. При стабильном изменении положения (при фиксации ротированной функции) формируется психоз.

 «Сверхчувствительность и сильные эмоциональные реакции любого рода – от страстной влюбленности до слепого гнева – являются ясным знаком того, что подчиненная функция, наряду с одним или более комплексами, стала активной»

Шарп Д.

  Фальсификация в отличие от ротации представляет собой не «захват», а выученное изменение врожденной предиспозиции.  Например, когда семейные обстоятельства могут заставлять кого-либо в раннем возрасте принять какую-то установку, которая оказывается неестественной, насилуя, таким образом, индивидуальный врожденный склад такого человека.

 

«Как правило, – пишет Юнг, – везде, где такая фальсификация типа имеет место, позже индивид становится невротичным и может быть вылечен развитием в нем той установки, которая созвучна его натуре».

Д.Шарп

Юнг видел фальсификацию типа как "нарушение естественного расположения установки (функции)".

 "Как правило, всякий раз, когда такая фальсификация типа имеет место в результате внешнего влияния, индивидуум становится невротиком, и успешное лечение возможно только в развитии установки (то есть функции), которая соответствует природному пути индивида."

К.Г. Юнг.

 Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации.

Д-р Кэтрин Бенцигер, используя свой метод оценки стилей мышления (BTSA) в своем итоговом сообщении "Фальсификация типа: юнгианские и физиологические основы и ментальные, эмоциональные и физиологические затраты", изданном в 1995, пишет:

«короткие срока фальсификации увеличивают раздражительность, головные боли и трудность в решении новых задач…, длительные сроки фальсификации включают истощение, депрессию, недостаток радости, гомеостатический дисбаланс, включающий кислород, преждевременное старение мозга и уязвимость к болезням». 

Р. Хайер, используя PET-сканирование, доказал, что мозг человека, не используя естественную ведущую функцию (которую он устанавливает как область исключительной естественной эффективности), работает намного тяжелее. Хайер оценивает, что мозг должен работать в целых 100 раз тяжелее, если индивидуум развивает или использует навыки вне области естественной эффективности. Обычно мозг использует приблизительно 20% кислорода, полученного через легкие. Соответственно остается около 80% для остального организма, где он используется в процессах метаболизма и снабжении энергией на клеточном уровне. При фальсификации возникает серьезный дисбаланс с возникновением разнообразных симптомов (усталости, пищеварительных проблем, апатии).

А.Тейлор исследовала и доказала формирование СПАС (синдрома пролонгированной адаптации к стрессу) при возникновении фальсификации.

 Симптомы СПАС у индивидов с фильсифицированным типом:

Усталость:

  •  Проблемы со сном
  • Страстно желается определенная еда с высоким содержанием жиров / сахара, чтобы добиться "быстрой энергии".
  • Попытки изменить химию мозга - улучшить работу медиаторов - и заставить себя чувствовать (употребление кофеина, никотина, алкоголя)

 Гипербдительность:

  •  Увеличивается чувствительность к внешним стимулам (например, свету, звуку, ароматам), которая может влиять и на личностные особенности и на профессиональные
  • Изменение в типе индивидуальной активности. Н: изоляция от других (возможно, чтобы уменьшить количество возбуждения, которое мозг должен обработать)

 Изменение имунной системы: 

  • Замедленное заживание (например, после пореза или ссадины)
  • Усиление аутоимунных признаков болезни, увеличение риска развития рака
  • Увеличенная восприимчивости к болезням (например, насморку, гриппу)
  • Ухудшение памяти.

 Изменение мозговой химии: 

  • Снижение секреции инсулина
  • Снижение репродуктивной функции
  • Увеличение производства глюкокортикоидов (ведет к раннему старению гипоталамуса)
  • Возможно изменение целостности гемоэнцефалического барьера (Blood Brain Barrier ).

 Ослабление функций лобной доли: 

  • Уменьшение артистических / творческих усилий (например, "писатель в тупике")
  • Уменьшение способности к "мозговому штурму"
  • Уменьшение способности к выбору "наилучшего выбора" в критической ситуации
  • Нарушение способности принимать логические / рациональные решения
  • Увеличение вреда в результате рассеянности и делания ошибок
  • Снижение скорости мышления или ясности мышления

 Уныние или депрессия.

Проблемы с чувством собственного достоинства. 

 

Критерии осей рациональности-иррациональности

Существует две оси функционирования психики: рациональная, включающая такие функции как мышление и чувства, и иррациональная, включающая интуицию и ощущение. У каждой из них имеются весьма характерные признаки, способствующие дифференциальной диагностике функций при их определении.

 Рациональные функции: мышление и чувство

- наличие привычного стереотипа

- шаблон, нечто среднее

- границы, скелет, канва

- ось, на которую все нанизывается

- опыт, коллективные знания, стандарты

- контейнеры, линейки, критерии

- стремится все удержать

- систематизация

- двухступенчатое реагирование: случилось – оценил – отреагировал

- научное подкрепление, знания

- причины, вопросы, доказательства


 Иррациональные функции: ощущение и интуиция

- отсутствие всякого  стереотипа

- лежит вне предела разума

- ничего не удерживает

- накапливает факты, но не систематизирует

- основано на живом реагировании

- одноступенчатое реагирование: случилось – отреагировал

- базируется на органах чувств

- целостное восприятие

- обозначают случайность, возможность

 

Упражнения на выявление функций психики.

Определение ведущей, первой функции психики, а также вспомогательной, второй является важным элементов терапевтического взаимодействия. Оно позволяет определить, чем истощается и укрепляется Эго, а также понять, какая модель поведения является ресурсной (при выявлении архетипа Хорошего Родителя). Кроме того в процессе работы можно помочь клиенту понять, с какими партнерами у него может сложиться наиболее комфортные взаимоотношения. Для этого можно использовать следующие упражнения.

Упражнение 1

«Добровольцу дают картинку с геометрическими фигурами и просят ее описать, чтобы остальные могли ее начертить. Условие: доброволец только описывает картинку, но ни в коем случае не показывает. Потом доброволец и участники сравнивают что у них получилось и что было задано изначально».

При этом каждый тип будет иметь свой словарь: мыслитель будет оперировать фактами, правильно не правильно, чувствующий будет давать оценку, интуит будет пытаться охватит одним объяснением всю конструкцию целиком и вы вряд ли сразу сходу все поймете (если конечно у вас ведущая функция не интуиция), а ощущающий будет давать такое количество подробных деталей, что вы в них сразу-то и утонуть можете.

Упражнение 2

 «Вы входите в любую комнату или кабинет или помещение, и что вы там видите?».

Мыслитель опишет все беспристрастно, придерживаясь фактов, чувствующий обязательно постарается дать оценку происходящему в комнате, ощущающий перечислит множество деталей, но так и не свяжет их в конструкцию, а интуит попытается обобщить все таким образом, что вы не сразу и поймете, что речь идет именно об этой комнате.

Упражнение 3

 «Представить, что Вы столкнулись с иностранцем и надо дать описание слову (Н: стол)».

Рациональные – законченная конструкция.

Иррациональные - незавершенное

Упражнение 4

«Чем отличается ложка от вилки?»

Упражнение 5.

 «Когда Вы видите рядом человека, находящемся в глубоком стрессе, что хочется сделать для него?  Когда я в таком же состоянии, что я хочу от других? Что себе сама организовываю?»

Источники.

  1. Дарэл Шарп. Типы личности. Юнговская типологическая модель.
  2. К. Г. Юнг. Психологические типы личности. К. Г. Юнг. Психология и алхимия.
  3. Кэтрин Бензигер. Физиология типов.
  4. Материалы семинара Н.Павликовой (Московская Ассоциация Аналитической Психологии).

 

 



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • Развиваем мозг. Упражнение " Наперстки " .
  • Юнгианская типология личности. Функция "Ощущение"
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • Духовный рост или "скажите, а когда уже будет счастье"???
  • Как правильно "хотеть", чтобы желаемое сбывалось? Упражнение в преддверии Нового года
  • Юнгианская типология личности. Функция "Интуиция".
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Изменение личности "компьютерного" подростка
  • Юнгианская типология личности. Функция "Мышление".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь