|
Определение функций. Ротация и фальсификация типов. Оси рациональности-иррациональности.Автор статьи: Зибер Анна Эдуардовна
Ротация и фальсификация типов Ротация функций предполагает «захват» ведущей, 1-й функции функциями, находящимися в бессознательном: 3-8. В этом случае можно говорить об активизации того или иного комплекса. При кратковременной смене наблюдается психотическое состояние, эпизод. При стабильном изменении положения (при фиксации ротированной функции) формируется психоз. «Сверхчувствительность и сильные эмоциональные реакции любого рода – от страстной влюбленности до слепого гнева – являются ясным знаком того, что подчиненная функция, наряду с одним или более комплексами, стала активной» Шарп Д. Фальсификация в отличие от ротации представляет собой не «захват», а выученное изменение врожденной предиспозиции. Например, когда семейные обстоятельства могут заставлять кого-либо в раннем возрасте принять какую-то установку, которая оказывается неестественной, насилуя, таким образом, индивидуальный врожденный склад такого человека.
«Как правило, – пишет Юнг, – везде, где такая фальсификация типа имеет место, позже индивид становится невротичным и может быть вылечен развитием в нем той установки, которая созвучна его натуре». Д.Шарп Юнг видел фальсификацию типа как "нарушение естественного расположения установки (функции)". "Как правило, всякий раз, когда такая фальсификация типа имеет место в результате внешнего влияния, индивидуум становится невротиком, и успешное лечение возможно только в развитии установки (то есть функции), которая соответствует природному пути индивида." К.Г. Юнг. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. Д-р Кэтрин Бенцигер, используя свой метод оценки стилей мышления (BTSA) в своем итоговом сообщении "Фальсификация типа: юнгианские и физиологические основы и ментальные, эмоциональные и физиологические затраты", изданном в 1995, пишет: «короткие срока фальсификации увеличивают раздражительность, головные боли и трудность в решении новых задач…, длительные сроки фальсификации включают истощение, депрессию, недостаток радости, гомеостатический дисбаланс, включающий кислород, преждевременное старение мозга и уязвимость к болезням». Р. Хайер, используя PET-сканирование, доказал, что мозг человека, не используя естественную ведущую функцию (которую он устанавливает как область исключительной естественной эффективности), работает намного тяжелее. Хайер оценивает, что мозг должен работать в целых 100 раз тяжелее, если индивидуум развивает или использует навыки вне области естественной эффективности. Обычно мозг использует приблизительно 20% кислорода, полученного через легкие. Соответственно остается около 80% для остального организма, где он используется в процессах метаболизма и снабжении энергией на клеточном уровне. При фальсификации возникает серьезный дисбаланс с возникновением разнообразных симптомов (усталости, пищеварительных проблем, апатии). А.Тейлор исследовала и доказала формирование СПАС (синдрома пролонгированной адаптации к стрессу) при возникновении фальсификации. Симптомы СПАС у индивидов с фильсифицированным типом: Усталость:
Гипербдительность:
Изменение имунной системы:
Изменение мозговой химии:
Ослабление функций лобной доли:
Уныние или депрессия. Проблемы с чувством собственного достоинства.
Критерии осей рациональности-иррациональности Существует две оси функционирования психики: рациональная, включающая такие функции как мышление и чувства, и иррациональная, включающая интуицию и ощущение. У каждой из них имеются весьма характерные признаки, способствующие дифференциальной диагностике функций при их определении. Рациональные функции: мышление и чувство - наличие привычного стереотипа - шаблон, нечто среднее - границы, скелет, канва - ось, на которую все нанизывается - опыт, коллективные знания, стандарты - контейнеры, линейки, критерии - стремится все удержать - систематизация - двухступенчатое реагирование: случилось – оценил – отреагировал - научное подкрепление, знания - причины, вопросы, доказательства
- отсутствие всякого стереотипа - лежит вне предела разума - ничего не удерживает - накапливает факты, но не систематизирует - основано на живом реагировании - одноступенчатое реагирование: случилось – отреагировал - базируется на органах чувств - целостное восприятие - обозначают случайность, возможность
Упражнения на выявление функций психики. Определение ведущей, первой функции психики, а также вспомогательной, второй является важным элементов терапевтического взаимодействия. Оно позволяет определить, чем истощается и укрепляется Эго, а также понять, какая модель поведения является ресурсной (при выявлении архетипа Хорошего Родителя). Кроме того в процессе работы можно помочь клиенту понять, с какими партнерами у него может сложиться наиболее комфортные взаимоотношения. Для этого можно использовать следующие упражнения. Упражнение 1 «Добровольцу дают картинку с геометрическими фигурами и просят ее описать, чтобы остальные могли ее начертить. Условие: доброволец только описывает картинку, но ни в коем случае не показывает. Потом доброволец и участники сравнивают что у них получилось и что было задано изначально». При этом каждый тип будет иметь свой словарь: мыслитель будет оперировать фактами, правильно не правильно, чувствующий будет давать оценку, интуит будет пытаться охватит одним объяснением всю конструкцию целиком и вы вряд ли сразу сходу все поймете (если конечно у вас ведущая функция не интуиция), а ощущающий будет давать такое количество подробных деталей, что вы в них сразу-то и утонуть можете. Упражнение 2 «Вы входите в любую комнату или кабинет или помещение, и что вы там видите?». Мыслитель опишет все беспристрастно, придерживаясь фактов, чувствующий обязательно постарается дать оценку происходящему в комнате, ощущающий перечислит множество деталей, но так и не свяжет их в конструкцию, а интуит попытается обобщить все таким образом, что вы не сразу и поймете, что речь идет именно об этой комнате. Упражнение 3 «Представить, что Вы столкнулись с иностранцем и надо дать описание слову (Н: стол)». Рациональные – законченная конструкция. Иррациональные - незавершенное Упражнение 4 «Чем отличается ложка от вилки?» Упражнение 5. «Когда Вы видите рядом человека, находящемся в глубоком стрессе, что хочется сделать для него? Когда я в таком же состоянии, что я хочу от других? Что себе сама организовываю?» Источники.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|