Семья с подростком: страшно, а что делать?

Ох, люблю я семьи, где есть подростки! Это совсем особое состояние, при чем, всей семьи в целом. Никогда до подросткового возраста и никогда после оно уже не повторится. Некоторые родители считают, что это к лучшему.

В подростковом возрасте дети начинают обманывать чаще и искуснее, у них появляются секреты от взрослых, они начинают пробовать «плохое», у них начинаются или усугубляются проблемы с учебой и, конечно, они начинают жестко очерчивать и отстаивать свои границы. Процессы естественные, хотя родителям от этого не легче.

Попробую осветить в этой статье основные проблемы, с которыми попадают семьи с подростками на прием к психологу. В то же время вполне отдаю себе отчет в том, что каждая из этих проблем достойна того, чтобы когда-нибудь стать самостоятельной статьей. Итак, обо всем понемногу!

 Проблемы в школе.

Сюда относятся снижение успеваемости, ухудшение поведения, прогулы, конфликты с учителями и одноклассниками. И здесь я не имею в виду маргинальных подростков. Это вполне приличные дети из вполне приличных семей. Что обычно говорят родители таких подростков: «Проблемы были всегда, но не до такой степени!», «Все было нормально, как вдруг», «Ругаем, следим, но ничего не помогает», «Как с цепи сорвался», «Совсем от рук отбился», «Сам ничего делать не может, приходится постоянно напоминать и следить». Как будто понятные формулировки, которые ничего не говорят о том процессе, который разворачивается в жизни подростка и его семьи.

Семья с подростком страшно а что делать

Давайте попробуем посмотреть на происходящее глазами подростка. Чем старше он становится, тем большее социальное давление на него оказывается. В основном это, конечно, касается школы. Ребенок как-то быстро оказывается должен! Должен определиться с тем, в какой ВУЗ будет поступать, это нужно для того, чтобы понимать, на каких предметах нужно больше сосредоточиться, а какие можно субъективно обозначить менее важными. Поскольку сейчас школьная программа реально перегружена предметами, то деление на основные и второстепенные просто необходимо. Это не значит, что второстепенные не будут выполняться. Будут, но на них можно выделять меньше времени или делать их после всех основных, когда ребенок уже подустал. А для того, чтобы это деление было возможно, опять же, надо понимать, куда ребенок будет поступать.

Как правило, родители не делятся с подростком всей цепочкой рассуждений, а свое беспокойство по поводу будущего своего чада выражают криками, усилением контроля, бесконечными скандалами. От подростка много чего утаивается, не намеренно. Просто взрослые предполагают, что подросток откуда-то должен это знать. Хотя для него происходящее как правило выглядит следующим образом: получил двойку или в более запущенных случаях не пятерку – поимел дома скандал. В котором родители перешли на личности, записали в дворники, или мама с бабушкой плакали и говорили, о том, что жизнь их дитятке сложится очень плохо, если он будет приносить двойки/не пятерки и ничего путного из него не выйдет и ему будет так тяжело. Когда я спрашиваю таких родителей, что именно вызывает у них такую реакцию? Сначала они говорят, что беспокоятся о том, что ребенок ничего не учит и останется безграмотным неучем. Тогда я узнаю, как именно они понимают, что он ничего не учит. Родители говорят, что он может сидеть за столом, вроде заниматься, но оценки говорят о том, что они ничего не учит. Но, всегда ли оценка является объективным мерилом знаний?! По-моему, нет! Можно списать со шпаргалки, можно списать у соседа, можно поставить наугад ответы в тесте и по итогам будет пятерка, хотя сам подростком не в зуб ногой в этой теме. А можно учить иногда прилежно, иногда без энтузиазма и заинтересованности, но учить. Однако не смочь проявить свои знания в достаточной форме, потому что «случается ступор во время контрольной», «не могу отвечать этой учительнице, он орет», «не хватило времени, потому что подсказывал друзьям», «зациклился на одном задании, которое не получалось, и не успел доделать остальное» и т.д. Это все не отговорки! Это правда подростковой школьной жизни. Для них школа – это не только то место, куда нужно приходить с выученными уроками только ради того, чтобы отвечать на занятиях и писать контрольные на пятерки. Это место, где они устанавливают отношения. Не только с одноклассниками, но и с учителями тоже! И эти отношения могут быть не самыми лучшими и это то, что реально может приводить к снижению успеваемости. А еще подростки приходят в школу с разным настроением и разным функциональным состоянием. Скажем недосып или сильная тревога на кануне какой-то важной работы, может быть причиной того, что подросток напишет ее плохо, даже, если готовился.

А еще такой момент! Мне он кажется очень показательным. Может подростки и не говорят об этом родителям прямо, но это тоже имеет место быть. Когда они вспоминают те скандалы, которые закатываются им из-за плохой оценки или слезы своих близких людей, то это не придает им уверенности на уроке. Скорее наоборот. Это их сковывает! И вместо того, чтобы пытаться совладать со своей тревогой по поводу происходящей контрольной, подростку еще нужно унимать свое беспокойство по поводу того, что если он плохо напишет, то дома его ждет все описанное выше. Это не помогает! Это отвлекает! Подросток начинает себя чувствовать ответственным за настроение и эмоциональное состояние своих близких людей. Ему бы как-то научиться за себя отвечать в этом возрасте. А на подростка уже падает груз ответственности за маму, папу, бабушку, дедушку! Это очень много… Правда много!

Отсюда еще одна проблема, с которой обращаются к психологу. Это вранье! Подростки будут врать, если это позволит им отсрочить те реакции родных, которые для них болезненны и травматичны. Конечно, подростка как правило ловят на вранье, но тот день или даже несколько часов, в течение которых его не ругали и не обвиняли в том, что он «не любит семью, т.к. плохо учится», для него это достаточная мотивация, чтобы в следующий раз тоже врать.

А теперь возвращаясь к проблеме профессионального самоопределения и выбора вуза. Родители говорят про подростка «он не знает чего он хочет, не знает, куда пойдет учиться». Подростку может быть от 11 лет. Вообще, это нормально, когда человек в этом возрасте не знает, куда хочет пойти учиться. Кстати, в 16 – 17 лет подростки тоже, как правило, не знают. Конечно, если им с молодых ногтей не рассказывали, что они должны быть врачами или экономистами. Тогда они знают! Знают, что в представлении родителей они должны реализовываться в определённой профессии. Но, вопрос о том, чего они хотят сами, все равно остается открытым.

Сейчас система образования построена таким образом, что ребенок чуть ли не с первого класса должен четко сказать, какие у него планы на будущее и где он хочет учиться после школы. Это требование системы, но оно совсем не предполагает того, что ребенок готов это требование выполнить.

Выходит следующее. Родители подыскивают какой-то вуз для ребенка сами, основываясь на тех предметах, которые у ребенка лучше идут или основываясь на своих представлениях о том, что есть для их ребенка хорошая работа в будущем (критерии хорошей работы могут быть разные). Ребенка в этот процесс не включают. Только, когда по «жизненно» важным предметам бывают  не те оценки, тогда ребенок как бы оказывается включен в процесс своего профессионального самоопределения – ему рассказывают, что с такими результатами учебы ему ничего хорошего не светит. Или по «жизненно» не важным, но необходимым для хорошего аттестата.  

Родители, располагая теми или иными знаниями относительно будущего их ребенка не согласовывают их с ребенком. Ему остается только сомнительная мотивация – учеба ради хорошей оценки, прилежная учеба, как доказательство любви своим близким, учеба, как что-то оторванное от жизни и не понятно к чему ведущее. Т.е. ведущее к хорошему будущему, вроде бы, но про это будущее больше известно родителям, чем самому ребенку.

Как можно помочь подростку?

  1. Информирование. Начать лучше не с разнообразия вузов, а скорее с разнообразия профессий. Поисследовать с ребенком, что делают люди той или иной профессии. Почитать, поузнавать. Чтобы за словом «экономист» или «инженер» для ребенка начали прорисовываться конкретные навыки, которыми должен обладать такой специалист и требования, которые к нему предъявляются. Затевать это мероприятие стоит не в 11 классе, а гораздо раньше.
  2. Не делать выбор в пользу лишь одного вуза. Когда свет сходится клином только на одном месте учебы, это значительно повышает степень стресса у ребенка и семьи в целом. Получается, что нет запасных вариантов и, если провалился при поступлении, то крах! Именно поэтому лучше начать с профессии, а уже потом просматривать вузы, которые готовят специалистов в той или иной области.  
  3. Посещение дней открытых дверей. Этим вполне можно заняться уже в 9 или 10 классах. Помочь подростку стать поближе к своему будущему, показать, что такое высшее учебное заведение, поприсутствовать вместе с ним там, где, возможно он будет в дальнейшем учиться. Обсудить возникшие вопросы, сомнения, мысли.
  4. Произвести деление предметов на основные и второстепенные по отношению к выбранному вузу. Сосредоточиться на важных для выпускных экзаменах и для поступления.
  5. Лучше рассказывать ребенку о своих переживаниях по поводу его учебы не с позиции «до чего ты меня довел», а делиться ими без обвинений и слез. 

ps Видимо сим открывается цикл моих статей, посвященный подростковому возрасту и семьям, где есть подростки. Т.к. уместить все заявленное в одной статье никак не получилось. 



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Родители подростка: куда подевался мой ребенок?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • Почему дети делают совсем не то, что им говорят родители ?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Если бы… Бесконечные истории и отговорки, чтобы ничего не делать
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Что делать если всё плохо в жизни и ничего не получается: 5 простых советов
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • Подростки, которые ничего не хотят.
  • Три вещи, которые не говорят детям, когда говорят с ними о разводе
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь