Часто те, кто страдают от насилия в семье, не могут рассказать близким о том, что происходит. У этого всегда много причин, и они различны. Некоторые из них описаны в моей статье “Страх как причина сохранения «отношений» при домашнем насилии”. И есть еще одна очень важная причина - страх причинить боль близким. Так, например, женщинам, которые страдали или страдают от партнера-тирана очень трудно сказать своим родителям о происходящем. Особенно, когда родители уже в преклонном возрасте или есть проблемы со здоровьем. Когда есть ощущение, что родители возлагали большие надежды, и случившееся как бы сковывает страхом “я разочарую их”.
Тем, кто пережил насилие в детском возрасте, трудно открыться своей семье, и отдельная сложность в том, чтобы открыться партнеру.
И часто в практике мы работаем над тем, чтобы заговорить о случившемся вообще и что бы рассказать об этом кому-то еще. Поддержка близких и тех, кто любит, всегда самая мощная. Много раз видела, как слезы, которые приходилось прятать дома, чтобы не увидели и не догадались о происходящем, наконец, прорываясь в диалоге о случившемся, давали такой сильный заряд! Они давали новый толчок работе, давали новые силы. Порой, именно это становилось самым важным,чтобы пройти дальше свой путь и отпустить случившееся. И если сейчас эту заметку читает та, которая находится в тяжелой ситуации и не решается сказать, например, маме, что супруг применяет силу, то хочу предложить задать себе простой вопрос: “А если бы у меня была (или есть) дочь, хотела бы я знать, что происходит с ней? Хотела бы иметь возможность быть ее плечом и подмогой?”. Честный ответ на этот вопрос поможет обрести этот важный ресурс.
Мы действительно наталкиваемся на то, что близкие, когда узнают о тех ужасах, которые пережил родной человек, очень страдают. Бывает так, что происходит глубокая травматизация, и уже тому, кто узнал о случившемся, нужна помощь. Так, ко мне обратился молодой человек, девушка которого в детстве пережила насилие и по этой причине не могла вступить с ним в половые отношения. Когда клиент узнал о том, что является причиной подобного поведения, он очень глубоко это переживал. Он не мог поверить, что с его любимой могло случиться такое. И стал винить себя. Не буду здесь описывать его историю. Конечно же, на такую глубокую реакцию были свои причины, но то, о чем хотела сказать и чему посвящена статья - он очень глубоко переживал боль от случившегося с ней. Настолько глубоко, что нужна была работа.
Жертве насилия очень нужна поддержка близких в том, что случилось. И близким так же нужна поддержка. И в этом взаимном утешении есть благо друг для друга. В том, что кто-то рядом оплакивает случившееся и этим как бы вносит себя в эти переживания. И человек уже не один в этой боли. Этот процесс двухсторонний.
Безусловно трудно услышать о том, что родной человек страдает. Как и трудно говорить о своей боли кому-то. И это две дороги одной боли, одной тяжелой истории. Но когда она уже не только твоя, когда ты не один, в случившемся становится легче. И когда ты можешь заплакать рядом с близким от боли того, как тебе грустно за него - это ценно. Этого не нужно бояться и страшиться. Сопереживание, сочувствие и содействие дают возможность новому пути.
Берегите себя.
С наилучшими пожеланиями,
Психолог
Анастасия Калашникова