|
Чего боятся наши дети?Автор статьи: Учаев Евгений Геннадьевич
Страх, как и любая другая эмоция ребенка не является для него однозначно вредной. Страх кроме того что выполняет охранительную функцию, регулируя поведение ребенка и уводя его от опасностей, является эмоцией, в которой наша психика нуждается для того чтобы нормально развиваться. Поэтому детские страхи норма для психического развития ребенка. Отсутствие вообще, каких либо страхов у ребенка может говорить нам о низкой эмоциональной чувствительности ребенка, наличие психического заболевания, задержке психического развития, наличие серьезных проблем в семье ребенка (алкоголизм, наркомания и т.д.) Причем у каждого возрастного периода есть свои нормальные страхи, которые со временем, если к ним правильно относиться у ребенка проходят. Как правило, появление таких страхов совпадает со скачком в физическом, психическом или социальном развитии. Например: у маленьких детей страх всего нового и неизвестного в окружающей среде, у детей младшего школьного возраста страх не соответствовать образу «хорошего» ребенка. Если тот или иной страх долго не проходит то это может говорить о серьезных психических потрясениях, неконструктивном поведении родителей, конфликтах и общем неблагополучии в семье. Проанализировав литературу, мы составили таблицу, в которой выделили основные страхи, возникающие у детей в разные возрастные периоды. Наличие этих страхов говорит о нормальном психическом развитии ребенка.
К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Основными причинами которые влияют на усиление детских страхов являются: недостаток общения со взрослыми и сверстниками, конфликты между родителями, обостряющими чувствительность ребенка к возрастным страхам, стресс пережитый матерью во время беременности, развод родителей, гиперопека (тревожность матери за жизнь ребенка передается самому ребенку), отсутствие возможности видеть роль родителя своего пола (как следствие тревожность в общении и неуверенность в себе), заражение ребенка страхом самими родителями или сверстниками (не будешь слушаться, тебя дядя заберет и т.д.) В любом случае выделенные страхи, возможно, преодолеть самостоятельно, для этого необходимо лишь соблюдать общие рекомендации во взаимодействии с ребенком. Другой вопрос, когда страх становится патологичным и мешает развитию ребенка, тогда необходима профессиональная помощь и более глубокая работа с детскими страхами. Как же отличить «нормальный» страх от патологичного? Симптомы патологичности страхов следующие: не соответствие страха возрасту; мышечное напряжение; головные боли; необъяснимые запоры или диареи; судороги и спазмы; резкое изменение поведение ребенка – неожиданные импульсивные поступки, агрессия, повышенная тревожность; трудности засыпания; говорение во сне; вздрагивание; лунатизм; большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; относительная трудность устранения страха. В случае если страх не патологический, а имеет возрастной характер, мы рекомендуем родителям соблюдать некоторые рекомендации, которые мы сформулировали ниже, это позволяет ребенку безболезненно пройти через эти страхи. 1. Пытаться избавить ребенка от страха погружая его в страшащую его ситуацию очень плохой способ. (Темная комната, общение с посторонними людьми) Это может только усилить страх, кроме того такие страхи с взрослением проходят сами собой, по мере того как ребенок научается контролировать обстановку рядом с собой. 2. Не стоит тревожного ребенка пугать различными чудищами, самостоятельного навязывая ему страх. (Не будешь кушать придет Баба Яга и заберет тебя) 3. Стимулируйте ребенка рассказывать вам о его страхах. Помогите понять ему, чего он на самом деле боится, и попробуйте пофантазировать, нарисовать, вылепить страх. А затем вы можете попробовать вместе с ребенком героически справиться с его страхом. 4. Приведите свои примеры, как вы справлялись со страхом. Тем самым вы дадите ребенку понять, что испытывать страх это нормально и с ним можно справиться. 5. Поддерживайте ребенка, когда он боится, говорите что вы с ним, что вы не дадите его в обиду. 6. Можно просто переключить внимание ребенка с того страха который его тревожит на увлекательные занятия. (Конструктор, рисование, лепка и т.д.) 7. Использование подвижных игр помогает ребенку стать более уверенным в себе и избавиться от лишней застенчивости. (Игра «Прятки» - позволяет снять страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. Игра «Пятнашки» - боязнь наказаний, страх нападения и т.д.) 8. Возможно, использование предметно ролевых игр для преодоления страха в конкретной ситуации. (Проигрывание ситуации похода в детский сад, используя в качестве персонажей игрушки и т.д.) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|