Агрессия наших детей

Агрессия наших детей

Проблема агрессивности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Практически каждый человек едва ли не ежедневно сталкивается с теми или иными проявлениями агрессии. Тревожным симптомом является рост числа детей и подростков с отклоняющимся поведением, проявляющемся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).


В психологии агрессией считается поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессия может проявляться как на физическом уровне (нападение), так и в виде ссор, криков, угроз, злобных шуток, сплетен, вспыльчивости, грубости, негативизма.
Агрессия может быть направлена как на другого человека, так и на собственную личность (употребление алкоголя, наркотиков, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение, нанесение себе увечий и суицидальное поведение).


Следует заметить, что агрессивность как черта личности формируется преимущественно в детском и подростковом возрасте. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.


Прежде чем превратиться в грозную мутную реку, подростковая агрессия питается от многих источников.
Во-первых, дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые практикуют их родители по отношению друг к другу. Жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.


Следующая причина - перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим.


Третье - это низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае", не имеющего своего мнения и готового выполнить все, что ему прикажут.


Кроме того, подросткам свойственен неосознанный страх смерти, напоминанием о которой являются старые люди. Сами взрослые зачастую относятся к старикам как к людям низшего сорта. Подростки чувствуют это и рассчитывают на абсолютную безнаказанность, обижая слабых и старых.


Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций, либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников, вне семьи, проблема минует их внимание.


Многие родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и «если надо – драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей и нередко - межнациональную рознь.


Педагоги и родители смогут предотвратить эпидемию подростковой агрессии, только устранив ее источники.
Искоренить подростковую агрессию можно, если взрослые будут придерживаться следующих правил:
•    Относиться к детям и подросткам с уважением, не проявлять грубость по отношению к ним, стараться разговаривать с ними на равных.
•    Учить ребенка выражать негативные чувства словами, а не кулаками.
•    Ограничивать время у телевизора и исключать из эмоционального рациона ребенка фильмы и передачи, прославляющие насилие и убийство.
•    Прививать любовь к чтению, на литературных примерах воспитывать сочувствие к слабым, желание помочь.
•    Учить подростков не заражаться энергией стаи, а выбирать приятелей, с которыми у них есть не только общие интересы, но и взаимное уважение и понимание. Очень хорошо, если вы знаете друзей своего ребенка.
•    Проводить с ребенком и подростком время на природе, играть в подвижные игры, вовлекать в занятия спортом, в кружки и факультативы (учитывая предпочтения ребенка).
Когда ребенок занят полезным и интересным делом, его уже не потянет на "кулачные бои".
•    Воспитывать уважение к старым людям собственным примером.
•    Говорить с детьми и подростками о цикле жизни, помогать им с ранних лет участвовать в ритуалах, связанных с рождением, смертью и другими главными вехами жизни, объяснять, что старость - это не уродство, а безграничная житейская мудрость.
•    Беречь семейную историю, рассказывать детям о предках, воспитывая в них гордость за свои корни.

Обращаться за профессиональной психологической помощью следует, если ваш ребенок испытывает наслаждение, истязая зверушек или более слабых людей. Лишь в крайне редких случаях детская агрессия свидетельствует о серьезных психических отклонениях. Скорее всего, ребенок просто не умеет выплескивать негативные эмоции и переживания другим, более мирным способом. И основная задача родителей и педагогов - научить его разрешать конфликты позитивно.

В заключение мне хочется привести индейскую притчу о двух волках:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, доброту…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

В каждом из наших агрессивных подростков живут два волка, два тигра и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Важно помочь подростку совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и растить эту часть себя.



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как реагировать, если ребенок говорит негативные слова по отношению к маме.
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Детская агрессия - как научить ребенка ей противостоять?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Как научить детей правильному поведению в социуме и не допустить проявления насилия по отношению к ним.
  • Накопленная агрессия. Как выражать агрессию конструктивно? (Часть 2)
  • Причина "плохого" поведения ребенка: борьба за власть
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • 50+. Работа не волк, в лес... еще как может убежать. А вот вернется ли, если Вам за...?
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Как научить детей выражать агрессию позитивно
  • Самая большая проблема в детской агрессии, - нет, не в самой агрессии, а в реакции на нее родителей.
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Суицидальное поведение детей и подростков
  • Если ребенок не может постоять за себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь