"Пурга" про безусловную любовь, как будто, вновь входит в моду, лишая покоя особо чувствительных и сверхсовестливых мамаш.
Моя мысль не оригинальна, но не всеми разделяема. Она заключается в том, что безусловной любви, скорее всего, не существует. Если человек умеет любить безусловно, то он либо святой (без иронии!), либо просто склонен к самообману. В первом случае я бы очень хотела с этим человеком познакомиться и стать его ученицей. Правда! Я очень хочу достичь той степени просветления, когда умеешь так любить.
Но я таких людей еще не видела. Подозреваю, что их вообще нет. Но время от времени встречаю тех, кто декларирует важность такой вот любви и обличает всех, кто к ней не способен.Как ни странно, чаще всего эту благоглупость вещают психологи или педагоги, или - особенно - педагоги-психологи. И страдают от нее, чаще всего - они же. И их дети.
Почему страдают? Потому что, стараясь спрятать от самой себя нежелательные чувства (типа ненависти к ребенку), мать становится напряженной, неестественной и тревожной. Ребенок безошибочно чувствует, что что-то не так, но поскольку чувства не названы и не определены самой матерью, ребенок тоже не может понять, что происходит, но чувствует тревогу. Его собственные гнев и ярость по поводу неудовлетворительных отношений с матерью негде разместить, поскольку мать не в состоянии контейнировать их.
Чувство вины (аутоагрессиия), изоляция и отчужденность от самих себя, вспышки слепой ярости, перенаправление гнева, страха или ненависти на сторонние объекты, психосоматика - частые проявления подавленной ненависти.
Значит ли это, что я призываю ненавидеть своих детей? Конечно, нет! Хорошая мать - та, которая чувства свои рефлексирует и умеет с ними справляться, и не теряет способности заботиться о своем ребенке, несмотря на деструктивные эмоции. И транслирует ребенку, что можно любить даже тогда, когда злишься и ненавидишь.
Слишком хорошая (или даже идеальная) мать так же плоха (если не хуже?) матери плохой. Как говорил Винникотт, мать должна быть "достаточно хорошей".
Вот как пишет Винникот о том, почему мать вправе ненавидеть своего дитятку:
"Мать начинает ненавидеть своего ребенка с самого начала. Фрейд считал, что мать при некоторых условиях может испытывать только любовь к своему сыну; впрочем, мы может усомниться в этом. Мы знаем о материнской любви и признаем ее реальность и силу. Позвольте мне все же указать причины, по которым мать ненавидит своего ребенка, даже если это мальчик.
Ребенок — не ее собственная (психическая) концепция.
Ребенок — не единственно из ее детской игры, он — и папин ребенок, и ребенок брата и т.п.
Ребенок появился на свет не по волшебству.
Ребенок — угроза материнскому телу при беременности и родах.
Ребенок — вмешательство в личную жизнь матери и вызов ей.
В большей или меньшей степени мать чувствует, что ее собственная мать испытывала потребность в ребенке и что этот ее ребенок отражает требование ее матери.
Ребенок повреждает соски матери даже при сосании, которое является проявлением жевательной активности.
Он безжалостен, обращается с ней, как тиран, она — его бесправная прислуга, рабыня.
Она полюбила его, его выделения и все, связанное с ним, пока он не начинает возражать ей по поводу себя самого.
Он пытается навредить ей, периодически бьет ее.
Он показывает свое разочарование ею.
Его возбужденная любовь — корыстная любовь; так что получив то, что он хочет; он желает вышвырнуть ее, как корку апельсина.
Ребенок поначалу должен доминировать, должен быть защищен от любых случайностей, жизнь должна подчиняться его желаниям, и все это требует от матери постоянного и детального приобретения знаний. Например, она не должна быть тревожной, когда держит его на руках.
Ребенку не следует знать всего, что ей приходится делать ради него или чем она для него жертвует. И прежде всего он не должен вызывать ее ненависти.
Он подозрителен, отказывается от ее хорошей пищи, заставляя ее не доверять себе самой, но хорошо ест, когда его кормит тетка.
После ужасного утра, проведенного с ним, она отстраняется от него, а он улыбается чужому человеку, который говорит: “Ну разве он не мил?”.
Если она когда-либо забывает о нем, то знает, что он всегда будет отплачивать ей тем же.
Он возбуждает ее, но и фрустрирует: она не может съесть его или использовать для занятия сексом.
Я думаю, что в анализе психотиков и на завершающих этапах анализа даже психически здорового человека аналитик должен придерживаться позиции, сходной с позицией матери по отношению к новорожденному ребенку. Глубоко регрессируя, пациент не может идентифицировать себя с аналитиком или принимать его точку зрения, подобно тому, как плод или новорожденный не может сочувствовать матери.
Мать в состоянии ненавидеть своего ребенка, никак не проявляя этого внешне. Она не может продемонстрировать ему свою ненависть, опасаясь сделать что-то не то, она не может естественно не ненавидеть, когда ребенок делает ей больно, она отступает к мазохизму. Я думаю, здесь лежит источник ложной теории природного мазохизма у женщин. Наиболее замечательная особенность матери — ее готовность нести определенный ущерб от своего ребенка, быть в достаточной мере ненавидимой им, будучи не вправе отплатить тем же, и ее способность ждать наград, которые могут и не прийти. Может быть, она находит некоторую поддержку в напеваемых ею детских песенках, которые так нравятся ее ребенку, но смысла которых он, к счастью, не понимает.
На верхушке дерева, баю-баю, детка,
Дует, дует ветер, качает колыбельку,
Сломится ветка — рухнет колыбелька,
С колыбелькой — детка, с деткой — все-все-все.
Я думаю о матери (или отце), которые играют с маленьким ребенком; ребенок доволен игрой и не знает, что родитель своими словами выражает ненависть, причем, может быть, в терминах родового символизма. Сентиментальность непригодна для родителей, фактически она отрицает ненависть, и сентиментальность матери — это, с точки зрения ребенка, совсем не хорошо. Я сомневаюсь, что ребенок в процессе развития способен полностью выдержать свою ненависть, находясь в сентиментальном окружении. Ему нужна ненависть в ответ на ненависть"