Нарушение баланса брать-давать. Часть 1

Одно из ключевых умений, нарушенных в созависимых отношениях – это умение брать или давать.

Что это значит?

Любые отношения – это взаимодействие двух людей, которые делятся друг с другом своим временем, вниманием, эмоциями, чувствами, переживаниями, мыслями, помощью и Бог весть, чем еще. В норме этот баланс соблюдается обоими партнерами: желание получать столь же интенсивно, сколь и желание отдавать. В созависимых отношениях в подавляющем большинстве случаев наблюдается перекос в ту или иную сторону.

 

Брать в контексте отношений – это позволять себе принять то, чем готов делиться партнер. Это значит понимать, что я имею право, чтобы мне давали все те радости, те бонусы, которые есть в отношениях. И, что немаловажно, уметь это присвоить на физическом, психологическом или любом другом плане. Считать, что я заслуживаю это.

Именно о людях, которые не способны принимать подарки, выслушивать комплименты, просить о помощи, внимании, поддержке можно говорить, что они «мало берут». Это также люди, которые с трудом отстаивают свои собственные интересы, не умеют отказывать, защищаться, то есть, фактически, не берут даже то, что принадлежит им по праву.

Крайняя форма – это классические Спасатели: они возложили на себя часто неподъемную ношу заботы о близких, видя в этом свое предназначение. От них исходят волны давящей заботы, которая больше похожа на контроль. Советы Спасателей часто непрошенны, однобоки, а сами они – сапожники без сапог. В большинстве случаев хочется адресовать их советы им же. По большому счету, такое впечатление вовсе не случайно: спасатели совершенно не имеют контакта со своими потребностями, они с трудом могут различить свои истинные желания и уж тем более не в состоянии удовлетворить их. Это дети-помощники, «правые руки» родителей, такие маленькие роботы, которые ценны за свой вклад в семейную жизнь, а не сами по себе. Нередко это старший ребенок, детство которого рано закончилось. От него ожидают успехов, на него надеются, ему выставляют  высокие требования. Таким детям часто доверяют младших братьев-сестер, они не по возрасту ответственны, они понимают, что без их помощи родители не справляются. В родительской семье таких детей невозможно просто так получить любовь, она должна заслужиться. Совершено не обязательно, чтобы это произносилось вслух, и родители отказывались принимать ребенка без его услуг. Причин, по которым ребенок представлял собой скорее винтик  в семейном механизме, множество: это и неспособность родителей быть родителями, их низкий уровень ответственности и жизненной компетентности, и  зависимость или созависимость одного из родителей, и сложная экономическая ситуация в семье, и глобальное изменение привычного уклада жизни и многие другие причины. Как бы то ни было, ребенок быстро понимает: «когда я полезен - я хороший». И прикладывает все усилия, чтобы оправдать ожидания и получить порцию родительского тепла и внимания. Так быстро формируется связь «если я буду помогать, меня будут любить». Свои потребности при этом вытесняются, потому что ни времени, ни возможности у родителей для их удовлетворения нет. Ребенок делает еще один вывод: «мои эмоции, чувства и потребности не важны».

Проблема в том, что (возвращаясь к нашей теме) потребности ребенка не просто живы, они остаются неудовлетворенными долгие-долгие годы. И эта боль постоянно дает о себе знать. Просить для себя такой человек уже не умеет. А что умеет? Правильно, заботиться, помогать, выручать, быть нужным. И он не просто помогает другим, он проецирует свой колоссальный ворох нереализованных потребностей на других и реализует их. Так получаются все те взрослые, охваченные желанием давать советы, наставлять, исправлять, во всем участвовать и всех спасать. Они продолжают и продолжают выслуживать любовь, в которой чудовищно нуждаются с самого детства. Но, поскольку чаще всего объект их заботы как раз тот, кто не умеет давать (нарушена вторая часть баланса), они не получают  вообще никакого позитивного отклика и, более того, могут быть жестоко наказаны за свои попытки управлять чужой жизнью. Потребность в любви вновь фрустрируется и возникает чувство обиды за «работу вхолостую». «Я для тебя стараюсь, делаю все возможное, а ты вот так, да?!».

 

Каковы основные мишени терапии?

 

  • Простроить границы и наладить контакт с потребностями. Есть Я, мир моих ощущений, желаний и потребностей очень велик. И никто лучше меня не знает, в чем я нуждаюсь. А есть другой, его потребности, чувства и желания не менее важны, но они – другие. И он сам вправе решать, как их удовлетворять.
  • Вернуть ответственность. Только я ответственна за то, чтобы мои желания находили возможности, мои потребности – удовлетворяющий объект, а мои чувства – выход и принятие. А также за то, чтобы отказывать в тех случаях, когда от меня требуют чего-то, что нарушает мои границы.
  • Научиться просить. Бывает, что у меня не хватает ресурсов или опыта. И я вправе обратиться к другому за помощью без страха быть униженной, отвергнутой, некомпетентной.
  • Проработка травмы. Возвращение чувствительности. Холодные, невнимательные, закрытые, инфантильные, нездоровые родители были. И было невероятно больно отказываться от своих потребностей, пытаться понравиться и заслужить любовь. И хотелось, чтобы просто любили, просто принимали, просто слушали, ласкали, ценили. Но они не смогли. И это не моя вина.
  •  

    К сожалению, как и от любого элемента триады, от роли Спасателя избавиться тем сложнее, чем она больше идентифицируется с личностью. Это связано и с выраженностью здоровой части личности и с тем, как долго эта роль была основной в жизни человека.  



    Просмотров: 618
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что такое потребности и какую роль они играют в нашей жизни?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Как это любить себя и что это дает?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!
  • Это не я, они сами!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Они хотели, чтобы я сделала аборт. Что чувствует ребенок? Пренатальная психология
  • Гендерная бинарность или кто это – «ОНИ»?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Разрешите себе быть богатым. Это так просто сделать!
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь