Нарушение баланса брать-давать. Работа с травмой

Работа с травмой детского возраста – это очень болезненный и непростой процесс, который непременно всколыхнет массу замороженных чувств, ведь придется признать, что родители не смогли удовлетворить потребность ребенка в принятии, ласке, защите, поддержке, заботе, не сумели дать ему понять, что он важен, слышим и нужен.

            А еще придется признать, что тогда, в детстве, я был тотально беспомощен, я не мог и не должен был заботиться о себе сам, напоминать, что у меня есть желания, что забота о моем здоровье и благополучии – чья-то ответственность. Что родители были не в состоянии выполнять свои родительские функции. И я страдал, был обижен, чувствовал гнев, жалость, я чувствовал свою ненужность, свое несуществование.

В чем вообще смысл такой работы? Зачем погружаться в эти чрезвычайно болезненные переживания, перемалывать муку, если можно сразу переходить к следующей стадии и учиться новому поведению, усваивать новые привычки? Дело в том, что любое травмирующее событие в детском возрасте наносит урон идентичности.  Ребенку очень трудно, практически невозможно принять тот факт, что это всесильные родители в чем-то не правы, что-то не умеют, не хотят, не могут. И тогда ответственность за случившееся он берет на себя. Не рады моим успехам? Мало стараюсь. Нет денег на игрушки, праздник? Значит, я не заслужил. Не могут утешить, защитить и успокоить? Значит, обойдусь, не достоин. Не хотят проводить со мной время? Значит, я неинтересен.  Само собой, озвучивание родителями недовольства, а тем более агрессивное и уничижительное озвучивание травмирует в разы сильнее. Первый этап проработки травмы позволяет отдать родителям ответственность и снять, наконец, чудовищный груз вины, обиды, недовольства собой и чувства неполноценности с уже выросшего ребенка. Результатом работы становится осознание собственной нормальности и, как правило, переживание иных, более светлых чувств по отношению к родителям. Кроме того, травма, будучи неосознанной, непережитой, непереработанной, непременно оказывает влияние на текущую жизнь (то, с чего мы и начали). Интенсивность забытых в ней чувств столь высока, что они всегда всплывают в схожих ситуациях и возвращают переживания маленького ребенка, мешая адекватно действовать. Осознание и проживание тех скрытых чувств позволяет «вернуть» их в первичную ситуацию, освободив место для новых, более позитивных, уместных и здоровых реакций.

            Моя клиентка периодически сталкивалась с мучительнейшим страхом смерти из-за неподтвержденной болезни, который периодически то отступал, то накатывал. Она много времени тратила на врачей и самодиагностику, пока мы не пришли к выводу, что страх особенно силен в ситуациях, когда ее партнер уезжает в командировки. В дальнейшем удалось связать страх смерти со смертью матери клиентки, умершей внезапно в период отъезда сожителя в то время, когда дети были дома с мамой.

            Эта стадия принятия и горевания длится довольно долго, но ее необходимо пройти, чтобы выйти к следующей – принятию ответственности за то, какой я сейчас.    

            Когда ты маленький и полностью полагаешься на родителя, веря в него, как в Бога, ты зависим от него. Ты веришь в каждый его жест, каждое слово и все принимаешь на свой счет. Но теперь, став взрослым, я вправе сам выбирать, какой я. Что мне нужно? Чего я хочу? Что нравится? Чего не хватает, а чего в избытке? Что я могу дать другим?

С этих пор снимается ответственность с родителей за то, какой я есть, хотя, безусловно, остается за то, что со мной было. Пожалуй, этот этап можно было бы назвать творческим, если бы не:

            - неверие в свои силы, страх сделать ошибку;

            - отсутствие опыта;

            - наличие вторичных выгод от положения жертвы.

            Здесь работа часто буксует, потому что причины ничего не менять действительно субъективно веские. Как их преодолеть? Идти. Это будет долгий путь познания и  принятия себя, в ходе которого будет рождаться Внутренний Родитель. Какой он? Чего мне не хватало в детстве? За что я так сержусь на родителей? Каких слов не было произнесено? Что больнее всего откликается? А сейчас, какие они, те ситуации, которые вызывают растерянность, боль, покинутость? Когда я чувствую, что сам не справляюсь и остро нуждаюсь в помощи? Это и есть маркеры неудовлетворенных потребностей. Но я могу это себе дать сейчас. Путь к себе, путь к выздоровлению, исцелению травм и гармоничной жизни – это всегда исследование, это процесс. Вряд ли кто-то скажет «я закончил свое путешествие». Те, кто пережил детскую травму, всегда будут в поиске и всегда будут узнавать что-то о себе, будут становиться ближе к себе и будут лучше понимать себя. Когда потребность найдена, будет новый вопрос: как этого достичь? Я ведь не умею просто взять и подбодрить себя. Я не верю себе. Не умею расслабиться и радоваться своим успехам. Не умею быть слабым, просить о заботе и помощи. А еще не умею понимать, что мне нужно и что со мной происходит, хотя чувствую – мне плохо! И вновь методом проб и ошибок исследуются те способы, которые смогут восполнить нехватку любви к себе, уважения, сочувствия. Исследуются болезненные ситуации, обретают имя, обрастают чувствами, замерзшими переживаниями, становятся более заметными и понятными. Это активная деятельность,  которая осуществима только при высокой мотивации, желании изменить свою жизнь и лучше узнать себя.   

            Этап самопознания предполагает постоянный монолог с Внутренним Ребенком, получение обратной связи. Здесь учатся быть чуткими, внимательными к себе, слушать и слышать себя, учиться и учить. Так, становясь ближе к настрадавшемуся Внутреннему Ребенку, принимая и разделяя его боль, вы сами становитесь ему Родителем и тем, кто способен эту боль исцелить.

 



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Какой тип нелюбви к себе более разрушителен в отношениях?
  • Одиночество. Не умею дружить и чувствую себя неловко, никто не хочет со мной общаться.
  • Вокруг нас всегда есть ресурсы, а вот всегда ли мы позволяем себе их взять?
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Убить себя или дать самому себе место? Фильм «Ведьма»
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • А какой совет вы бы дали сами себе прямо сейчас?
  • Как принять себя, когда видишь в себе столько изъянов?
  • Когда я не могу без него жить! Как вернуть себя, и свою удачу, как разлюбить? Психогенетический аспект
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Гармоничные отношения. Как дать себе то, чего нет?
  • Что мешает любить себя? И с чего начинается любовь к себе?
  • С чего начать путь к себе и своим желаниям
  • Чувствую себя одиноко, перестала развиваться совсем. С какой собой мне нужно бороться?
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Когда вы сами себе жёский контролёр, и палач, и сами же против себя бунтуете и «не слушаетесь»
  • С чего начинается путь любви к себе
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Эффект бинокля: когда в жизни всегда чего-то не хватает
  • Работа с ожиданиями в терапии, или как додать себе то, чего так не хватает.
  • Себя, себе, собой, собою, о себе.
  • Когда ты возвращаешь себе себя!
  • Нужно ли мне слушать свои чувства? Или же я не могу разрешать себе их проживать?
  • «Письмо к себе маленькой» (работа участницы курса «Путь к себе»)
  • Письмо к себе маленькой Работа участницы курса «Путь к себе»
  • «Письмо к себе маленькой» (работа участницы курса «Путь к себе»)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь