|
Вы на сцене. Что делать?Автор статьи: Ухова Татьяна Михайловна
Как театр начинается с вешалки, так и выступление начинается задолго до его непосредственного начала и заканчивается, кстати, тоже не с произнесением последнего слова, а гораздо позже. Выступление, как хорошая роль, должно быть тщательно продуманным и не испорченным какой-то нелепой мелочью. Бывает, что даже блестящая речь стирается из памяти слушателей только потому, что лектор либо до, либо после выступления вёл себя неэстетично или некорректно. Например, был собранным и вдохновлённым на сцене, а как только сошёл с неё, так расслабился, что расплылся по своему креслу, начал почёсываться, сморкаться и болтать с соседом. Оратору кажется, что его запомнят подтянутым и собранным, каким он был на сцене, а его как раз запомнят вот таким размацерировавшимся и расплывшимся. Чтобы этого не случилось, продумывайте своё выступление от начала до конца и держите марку. НАЧАЛО.
Если вы знаете, что будете сегодня выступать, не входите в помещение, суетясь и в верхней одежде. Сегодня ваш день, ведите себя соответственно: перед входом снимите верхнюю одежду, оставьте её в гардеробе или перекиньте через руку. Если надо, переобуйтесь. Представьте, как выглядела бы английская королева, если бы она зашла в зал в плаще и сапогах и начала на глазах у всех снимать плащ и, нырнув куда-то вниз, переобуваться. Нереально! Коронованные особы так не делают. Вот и вы так не делайте!
ВАШ ВЫХОД
Когда объявят ваш выход, выходите спокойно, не торопитесь. Перед началом выступления сделайте небольшую паузу и окиньте доброжелательным взглядом аудиторию. Дайте возможность слушателям оценить вас и настроиться на вашу волну. Известно, что основное впечатление о человеке составляется в первые секунды знакомства, что называется, «с первого взгляда». Происходит это ещё до того, как начнётся разговор, то есть, на невербальном уровне. Поэтому, когда вы выходите на сцену или просто перед какой-то аудиторией, будьте готовы к тому, что прежде, чем вас начнут слушать, вас сначала «сканируют», осмотрят с ног до головы. Определив своё отношение к вам, только потом, возможно, будут слушать, а, возможно, и нет. Всё зависит от впечатления, которое вы сможете произвести. Даже если вы лично знакомы со всеми присутствующими в аудитории, помните, что каждый человек в отдельности - это одно, а объединение этих людей - уже нечто другое, это организм, который должен вас воспринять и оценить. Не торопитесь! САМО ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Какова структура выступления и как его эффективно провести, будет описано в следующих главах. Конечно, важен текст вашей речи и уровень вашей осведомлённости в данном вопросе, без этого никак нельзя. Но, при условии, что текст вами уже хорошо освоен, расслабьтесь и получайте удовольствие от самого момента выступления, и тогда аудитория сможет простить вам мелкие оплошности, а запомнит сам позитивный настрой. В памяти остаётся не весь текст вашей речи, а именно общий фон выступления, от этого во многом зависит, как будут вспоминать ваше выступление - «ХОРОШЕЕ» или «ПЛОХОЕ».
ЗАВЕРШЕНИЕ.
После выступления не убегайте со сцены, сделайте небольшую паузу. Поблагодарите публику за внимание. И только теперь поворачивайтесь и спокойно уходите.
АПЛОДИСМЕНТЫ.
Аплодисменты – великое изобретение человечества, хотя и у животных есть ритуалы одобрения путём движений и издавания различных звуков. Есть мероприятия, где принято аплодировать выступающим, и это не только концерты и спектакли. Аплодисменты повышают настроение, сплачивают. Когда люди, сидящие до этого неподвижно и внимательно слушавшие вас, начинают хлопать в ладоши, это способствует выполнению нескольких задач. Во-первых, это улучшает настроение и даёт ощущение радости взаимопонимания и полной завершённости вашего выступления . Именно поэтому сейчас во многих спортивных клубах вводят в правило хлопать в ладоши после каждого занятия в фитнес - зале. Похлопал – значит, завершил, можно выходить из зала и переключаться на другие дела.
Во-вторых, когда человек хлопает в ладоши, у него, как при гимнастике и одновременном массаже, улучшается кровоснабжение кистей рук. А центры мелкой моторики, мышления и памяти занимают довольно близкие позиции в коре головного мозга. Вот и получается, что человек хлопает, а при этом лучше усваивает, анализирует и запоминает только что услышанное и увиденное. В этом аспекте очень полезно хлопать в ладоши детям после любых развивающих занятий и взрослым после просмотра спектакля или прослушивания лекции. И, наконец, в третьих, когда человек хлопает, он как бы говорит: «Да, мне понравилось это!». То есть, он выражает свою признательность и одобрение. И даже, когда через несколько лет, не говоря о ближайшем будущем, его спросят, понравилось ли ему выступление, он ответит утвердительно, хотя, возможно, и не будет уже помнить смысл выступления, зато он будет помнить свои аплодисменты. Ведь все мы отвечаем за то, что говорим и делаем, раз хлопали, значит, понравилось. Если вам хлопают, обязательно надо продемонстрировать свою благодарность за данные вам в награду аплодисменты. Не убегайте от них и не смущайтесь, не говорите, что не стоит вам аплодировать. Стойте и с благодарностью принимайте заслуженную похвалу. Когда вам аплодируют, а вы убегаете, возможно, вам кажется, что вы демонстрируете свою скромность, а на самом деле, таким образом вы выражаете неуважение к публике. Поаплодируйте залу в ответ, это можно сделать, выдвинув руки вперёд немного больше, чем при обычных аплодисментах. Вот и появилось у всех ощущение завершённости и сопричастности.
ДОСТОЙНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ.
Не покидайте зал сразу после своего выступления, внимательно слушайте следующих ораторов. На вас продолжают смотреть окружающие, и формирование отношения к вам и к вашему выступлению ещё продолжается. Это довольно частая ошибка, когда человек считает, что его миссия выполнена, и покидает зал после своего выступления или даже, сидя в президиуме, начинает оживлённо обсуждать что-то с соседом, не обращая никакого внимания на следующего выступающего. Или ученик после ответа у доски садится на своё место и, расслабившись, начинает хихикать и отвлекаться, игнорируя своего одноклассника, вышедшего к доске следом. Такое поведение обижает не только следующего выступающего, но и является знаком вашего неуважения к аудитории и может снизить эффект от вашего, даже блестящего, выступления практически до нуля.
Уважаемые читатели, в следующих статьях вас ждёт ещё много полезных и легко применимых советов и упражнений. Чтобы вам было проще находить их, подпишитесь на рассылку (на автора) и вам будут приходить оповещения о выходах новых статей.
Благодарю вас за ваши комментарии и лайки, они вдохновляют меня на публикацию следующих статей. Спасибо! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|